3197 subscribers

Кнопки-плацебо - берегитесь!

116 full reads
151 story viewUnique page visitors
116 read the story to the endThat's 77% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Кнопки-плацебо - берегитесь!

Крысы бегают в лабиринте и нажимают на кнопки. Глупые крысы. Только мы тоже всю жизнь жмем на кнопки. Нажимаем на кнопки дверного звонка, лифта, смартфона. Нажимаем на кнопку вендингового аппарата и получаем бутылку с водой. Мы не в курсе, что происходит внутри. Может там сидит пигмей, который выкатывает бутылочку? Нам это не важно. У людей сформирован условный рефлекс - мы привыкли нажимать на кнопки и получать результат.

Проблема в том, что многие кнопки в современной жизни не делают вообще ничего. Это кнопки-плацебо.

Когда-то маленькие кнопки у пешеходных переходов переключали сигнал светофора. Сейчас это делает компьютер, кнопки отключены. Но люди нажимают на них, потому что сигнал светофора, в общем-то, меняется. Более 2500 из 3250 кнопок пешеходных переходов Нью-Йорка все еще существуют и выполняют функцию механического плацебо. Польза от них только воображаемая. Во множестве офисов термостат не подключен вообще ни к чему. Термостаты-пустышки устанавливаются, чтобы успокоить людей и одновременно сократить траты денег на постоянную настройку температуры.

Кнопки плацебо позволяют людям ощутить контроль над происходящим. Сформированный условный рефлекс заставляет поверить в то, что после нажатия кнопки какой-то эффект все-таки есть. Ставьте кнопки "обновить", "оптимизация быстродействия", "калибровка", "повышение точности" и т.п. - условный рефлекс заставит людей вообразить желаемый результат.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.

Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)


Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"

Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США

Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов

Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита

Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "