Как устранить вибрации на руле при торможении?

7 January 2019
4,7k full reads
5,5 min.
8,8k story viewsUnique page visitors
4,7k read the story to the endThat's 54% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Вопрос: «У сравнительно нового ВАЗ-2110 при торможении на скорости примерно 100 км/ч появляются довольно ощутимые вибрации на руле. Чем они вызваны и как устранить это неприятное явление?»

Собака зарыта не в рулевом управлении, а в тормозах "десятого" семейства ВАЗ. Впрочем, "восьмерочников", как и владельцев других переднеприводных автомобилей это тоже касается. Понятный чертеж (разрез) в конце статьи.

Сразу хочу извиниться за крупные водяные знаки на фото, такие остались (сайт и фото мои).

Диагноз и лекарства

Как лечат эту болезнь? Те, кто склонен верить в чудеса, ставят новые тормозные колодки. В очень редких случаях, если болезнь не зашла слишком далеко, это помогает, но в большинстве своем это пустая трата времени и средств (если, конечно, старые колодки давно не просили замены). Это все равно что пытаться избавиться от жесточайшей ангины сосанием мятных леденцов.

Рекомендации гаражных “лечащих врачей”: надо менять тормозные диски на новые. Рецепт тех, кто не раз применял такое “лекарство”: ставить только импортные диски, ведь у наших новых дисков, особенно купленных на рынке, биение может быть больше, чем у старых, установленных на конвейере, да и металл отечественных тормозных дисков зачастую “сырой”, легко поддающийся “шлифовке” тормозными колодками и смесью дорожной пыли с песком.

Ну, хорошо. Потратились, установили самые лучшие импортные диски, серьезного западного производителя. Результат — пятьдесят на пятьдесят. Почему? Да потому, что “хвороба” может сидеть в организме еще глубже.

Пример из моей практики

Итак, “пациент”: мой личный ВАЗ-2112, пробег 55 тысяч км. Жалобы: дрожание руля при торможении на большой скорости. Профилактические меры: проверены ходовая часть и органы управления, заменен левый рулевой наконечник, колеса отбалансированы.

Лечение: замена или проточка тормозных дисков. Рецепт на покупку новых тормозных дисков “больному” не выписал: самому же и платить, а диски у него из-за наличия 16-клапанного мотора вентилируемые, а значит, недешевые. Решил прибегнуть к хирургическому вмешательству — проточить диски, их толщина еще приемлемая, но это решать токарю.

Внимание: проточка тормозных дисков — работа, требующая высокой квалификации, поэтому доверяйте ее только высококлассному токарю! Заметная на глаз шероховатость рабочих поверхностей после проточки не страшна.

Токарь (точнее, супертокарь), с которым мы не одну иномарку оживили, диски проточил. На мое счастье толщины дисков хватило.

Напомню, у вазовского “десятого” семейства минимально допустимая толщина вентилируемого диска — 17,8 мм, невентилируемого — 10,8 мм.

Вместе ставим диски на место в гараже. Настроение отличное. Осталось только закрепить суппорт и колесо закрепить, но какой-то червячок гложет. Внутренний голос просит не ставить колесо и проверить биение диска.

Нет, это же надо, в квалификации мастера усомнился?! Да эти диски после его рук лучше новых заводских! А тот свое гнет: мол, может, там еще чего-нибудь не так...

Ладно, уговорил. Проверили. Биение рабочей поверхности диска 25 соток! Вот те раз. Хотя завод и допускает большую величину — 15 соток, но зачем мне на машине, на которой я люблю прохватить на трассе с ветерком, такое ощутимое биение? Вон как стрелка индикатора скачет!

В чем дело? Подшипник ни при чем, мы его проверяли. Снимаем диск, замеряем биение ступицы. Кошмар! 18 соток “гуляют”! Всё, приехали. Привет ВАЗу и его поставщикам...

Нетрадиционная медицина

Настроение на нуле, но вскоре приходит довольно смелая мысль: нельзя ли ступицу на месте проточить, словно деталь, зажатую в патроне токарного станка, если оборотов, необходимых для таких работ, хватит?

Токарь: "Давай попробуем, только за результат не ручаюсь, в первый раз такое". В общем, подтекст такой: если готов поэкспериментировать на своей машине, пожалуйста, но без гарантии.

Даю добро. А что, собственно, терять? Один черт, этот заводской “подарок” надо менять или протачивать, а для этого ступицу выпрессовывать, затем запрессовывать (а это в гаражных условиях, да еще зимой, сложное дело), подшипник новый покупать — а где гарантия, что он качественный?

Давай, говорю, поэкспериментируем. Тебе — опыт, мне — шанс обойтись малой кровью, да и интересно, в конце концов, чем всё дело кончится. Хотя понимаю - мой друг все сделает по высшему разряду. Если он не сделает, никто не сделает.

Он начинает прикидывать размеры приспособления и куда его крепить. Приспособление должно, во-первых, жестко крепиться, а во-вторых, быть строго перпендикулярно плоскости вращения, да и надо подумать, как и под каким углом резец закреплять.

Когда приспособление было готово, подложили под автомобиль мощные упоры, убрали домкрат, надежно привязали проволокой тормозной суппорт к амортизаторной стойке подальше от “токарного станка”, завели двигатель и включили четвертую передачу.

“Станок” заработал, оборотов хватает, тонкая стружка начинает наматываться на резец. После одного полного прохода хорошо видно оставшуюся залысину на ступице. Через несколько заходов она исчезает. В конце токарных работ ступица проточена “в нули”. Затем наступает очередь другого колеса.

Видимая на 11 часов залысина. Будет убрана в ходе проточки.
На фото также хорошо видно приспособление и резец. Токарь поймет.
Видимая на 11 часов залысина. Будет убрана в ходе проточки. На фото также хорошо видно приспособление и резец. Токарь поймет.
Видимая на 11 часов залысина. Будет убрана в ходе проточки. На фото также хорошо видно приспособление и резец. Токарь поймет.

Что в итоге?

Эксперимент удался и проверен временем — не один год проездил без проблем, купленные в запас новые тормозные диски так и провалялись в гараже.

Проехал на этих дисках 10 тысяч километров через Скандинавию до конца Европы через десяток стран и обратно по скоростным магистралям. Потом несколько раз к морю на приличных скоростях по трассе М4 "Дон" (всего 58 000 км - 10 000 км по Европе и 48 000 км по России).

Болезнь в разрезе

На рисунке видно, что тормозной диск 3 крепится к детали под номером 2.
Что это за деталь? Ступица. Она может быть “больной”? Может.
Причем малое биение ступицы приводит к ощутимому биению тормозного диска в местах, максимально удаленных от оси вращения, то есть зоне работы тормозных колодок.
При торможении на большой скорости колодки зажимают быстро вращающийся кривой диск, возникающие вибрации передаются на руль через поворотный рычаг, рулевые тяги и рулевой механизм.

Прежде чем менять диски, надо замерить биение ступицы. Вибрации могут возникать также по вине подшипника и, уж совсем невероятно - из-за плохой затяжки гайки ступицы.

Автор предупреждает о большой опасности таких работ и категорически не советует их проводить, если нет соответствующей квалификации! Вся ответственность за принятие такого решения лежит на вас.

P. S. Здесь не даются чертежи и подробное описание приспособления по одной простой причине: проточить таким образом ступицу сможет только высококвалифицированный токарь, а такому специалисту достаточно посмотреть на фотографии, чтобы понять, что за резец применен и конструкцию его крепления (а заодно сразу же ее усовершенствовать, исходя из своих возможностей).


P.S. Это случай из моей практики и проверенный моей же практикой. Автор просто рассказал, как он вышел из ситуации, и НИКОГО не призывает повторять этот способ! Особенно гневных комментаторов.

Абсолютное большинство читателей просто узнает из статьи причины биения на руле (кроме совершенно экзотичных) при торможении на скорости у переднеприводного автомобиля и сделает выводы.

Фото автора

Друзья! Поддержите канал лайками и подписками!

Все статьи канала
Opel Rekord Е1 (1977-1982)
Opel Admiral (1937-1939)
Rinspeed Presto: Раскладушка на колесах