Советский электротрактор

05.01.2018

Вот интересная тема, которую вы наверняка знаете, а у меня в блоге ее еще не было. Хотя мы уже обсуждали электрические автомобили в СССР и даже Первый электромобиль в России, но это чудо инженерной мысли того времени я вижу в первый раз.

В конце 40-х в СССР разработали конструкцию тракторов на электрической тяге. Уникальный трактор был сконструирован во Всесоюзном институте электрификации сельского хозяйства доктором технических наук Листовым П. Н. и инженером Стеценко В. Г.

Фото 2.
Фото 2.

Первый электротрактор был создан на базе гусеничного СХТЗ-НАТИ, старый двигатель внутреннего сгорания у которого заменили на электродвигатель мощностью 38 кВт, на напряжение 1000 Вольт трехфазного переменного тока. На раму трактора установили барабан с гибким кабелем. Электромотор и кабельный барабан были защищены обтекаемым капотом.

Фото 3.
Фото 3.

Кабель подсоединялся к полевой электростанции или передвижной трансформаторной подстанции, подключенной к высоковольтной сети, и в процессе работы наматывался и разматывался специальным механизмом с направляющей стрелой. Подстанция подключалась напрямую к высоковольтным проводам посредством токосъёмной мачты. Длина кабеля вместе со стрелой - до 750 метров. Без перемещения подстанции трактор мог обрабатывать 15-60 гектар земли, а при использовании дополнительной кабельной тележки - свыше 200 га.Трактор обслуживался одним трактористом

Фото 4.
Фото 4.

Из-за отсутствия дешевой нефти было принято решение ускоренными темпами электрифицировать колхозы. На поля подводился кабель, чтобы запитать новые трактора. На реках строились многочисленные ГЭС. Только в одной Рязани под этот масштабный проект в короткие сроки соорудили Кузьминскую ГЭС, Рассыпухинскую ГЭС, Данковскую ГЭС, Ново-Никольскую ГЭС…

Фото 5.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 9.

Основными недостатками электротрактора были высокая начальная цена и быстрый износ кабеля питания. Кроме того, трактор не мог передвигаться самостоятельно вне досягаемости сетей или перевозить за собой подстанцию вдоль линии электропередач - для этого требовалась совместная работа как минимум двух электротракторов или буксировка обычным трактором.

Однако с открытием крупных месторождений нефти в Казахстане все разработки новых электротракторов были свернуты.