В последнее время Формула-1 редко удивляет необычными сезонами. Могут быть интересными несколько гонок, но чтобы целый сезон был запоминающимся - такого не было уже давно. Предлагаем вам вернуться назад, в 2005 год, и вспомнить один из самых захватывающих сезонов королевского класса, перевернувших с ног на голову ситуацию не только в Формуле-1, но и во всём автоспорте.
Предупреждаем сразу: мы не станем пересказывать каждую гонку 2005 года. В этой статье пойдёт речь о самых интересных и заметных событий этого сезона.
Новые правила
Перед началом сезона 2005 года было введено сразу несколько новых правил:
1. Была введена новая система квалификации, согласно которой стартовая решётка определялась по сумме двух попыток. От данной практики отказались уже в середине сезона, а с 2006 года квалификации проходят по современной системе в 3 сегмента.
2. В 2005-ом было запрещено одновременно проводить дозаправку и менять резину на пит-стопе. На весь уик-энд команды были вынуждены использовать только один комплект шин на квалификацию и гонку. Если одно из колёс получило повреждение, то его можно поменять на отдельном пит-стопе, но только его - остальные покрышки менять нельзя!
3. Сезон 2005 года был последним, в котором использовались двигатели V10. Начиная со следующего сезона Формула-1 перешла на 8-цилиндровые моторы.
Michelin вырывается вперёд
Michelin неоднократно пытался покорить Формулу-1, но дело ограничивалось лишь отдельными победами в 1970-80-ые годы. Но в 2001-ом французская компания решила вернуться в королевские гонки, прервав недолгую монополию Bridgestone, возникшую после ухода Goodyear.
С самого начала Michelin оказывал достойную конкуренцию конкурентам из Bridgestone, но японские шинники вместе с Ferrari оказывались на шаг впереди. И вот в 2005 году, после изменения правил, французам удалось показать себя во всей красе. Дело в том, что Bridgestone решили пойти консервативным путём, изготовив невероятно долговечные покрышки, в то время как Michelin искали тонкую грань, позволявшую повысить скорость болида, но при этом покрышки смогли бы выдержать дистанцию гонки. И это помогло - 7 из 10 команд, являвшимися клиентами французской компании, получили невероятное преимущество по отношению к конкурентам лагеря Bridgestone.
Однако данное преимущество вышло боком: характер новых правил по резине сразу же оказался проблематичным. Так например, на Нюрбургринге болид Кими Райкконена после ошибки финна получил проплешину на колесе, которая оказывала серьёзное давление на подвеску, которая в самом начале последнего круга эффектно развалилась, лишив пилота McLaren заслуженной победы. Но даже это было мелочью по сравнению с тем, что пришлось пережить клиентам Michelin на Гран-при США в Индианаполисе.
Скандал в Индианаполисе
Гран-при США 2005 года стал одним из самых скандальных за всю историю автоспорта. Всё началось с аварии во время пятничной практики, когда из-за лопнувшей задней левой покрышки в стену бэнкинга влетел Ральф Шумахер. Памятуя об аналогичной аварии годичной давности, когда из-за перелома позвоночника немцу пришлось пропустить 6 гонок, Toyota решает заменить Ральфа на Рикардо Зонту, но и он в конце той же практики столкнулся с такой же проблемой - проколом заднего левого колеса.
Toyota использовала резину Michelin и к старту гонки французам так и не удалось найти причину проблемы. Переговоры с FIA и клиентами Bridgestone о поиске компромисса в форс-мажорных обстоятельствах ни к чему не привели и в результате на старт гонки вышло только 6 машин - пилоты Ferrari, Jordan и Minardi, которые использовали резину японского производителя.
Позже выяснилось, что в шинах Michelin не было никакого брака. Французы лишь не учли тот факт, что между гонками 2004 и 2005 годов на Индианаполисе перекладывали асфальт, применив технологию алмазного шлифования, позволяющую максимально сильно устранить кочки на трассе. Проблема в том, что при прохождении поворота дорожное покрытие превращается в настоящую пилу, буквально прорезая колёса, увеличивая вероятность прокола. И если Bridgestone, благодаря принадлежащему японцам американскому бренду Firestone, удалось с помощью многочисленных тестов учесть данную проблему, то французам в Индианаполисе пришлось остаться с носом.
Конец гегемонии Ferrari
Гран-при США 2005 года обернулось для Ferrari пировой победы, поскольку болиды Jordan и Minardi были явными аутсайдерами того сезона. Их пилоты, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, завоевали единственный дубль в том сезоне. Для самого Шумахера, после пяти чемпионских титулов подряд, сезон 2005 года стал полной катастрофой. Из-за консервативного подхода Bridgestone Скудерия из Маранелло рухнула на 3 место в Кубке Конструкторов, а Михаэлю Шумахеру, если не считать случайного успеха в Индианаполисе, пришлось довольствоваться лишь четырьмя подиумами (три вторых места и одно третье). Как итог - только 3 позиция в чемпионате, да и то лишь чудом вырванная из рук Хуана-Пабло Монтойи.
Дисквалификация команды BAR
Сезон 2005 года не ограничивался одним лишь Индианаполисом. Ещё до американской истории весь мир узнал о жульничестве команды BAR. Обман раскрылся на Гран-при Сан-Марино, когда Дженсону Баттону и Такуме Сато удалось финишировать на 3 и 5 местах соответственно.
После финиша гонки выяснилось, что British American Racing для достижения более высоких результатов использовала двойной бензобак, который позволял заливать огромное количество топлива на последнем пит-стопе. До этого болиды BAR были легче положенных тогда 605 кг. В результате, Баттона и Сато лиши набранных очков в Имоле, а саму команду дисквалифицировали на два следующих этапа, наложив на неё огромный денежный штраф. Более того, FIA даже хотела отнять у коллектива "серебро" Кубка Конструкторов сезона 2004 года, но к счастью, до этого не дошло.
Данное наказание сильно подкосило команду. После неожиданного успеха в 2004-ом, BAR аж до 10 этапа во Франции не могла заработать свои первые очки. Как итог - лишь 6 место по итогам сезона в зачёте Конструкторов.
Уход Jordan и Minardi
На самом деле по окончании сезона 2005 года Формулу-1 покинули 4 команды. Но BAR к тому моменту уже фактически был заводским коллективом Honda, а Sauber, после 4 лет под патронажем BMW, вернулся в королевские гонки, чтобы в наши дни превратиться в Alfa Romeo.
А вот Jordan и Minardi ушли из чемпионата мира навсегда. Коллектив Эдди Джордана, чьи лучшие годы пришлись на конец 1990-ых, уже давно прозябал в аутсайдерах из-за ухода спонсоров и мотористов Honda, которые предпочли направить свои усилия на медленное поглощение BAR.
Что касается Minardi, то за всю её 20-летнюю историю пилотам маленькой итальянской Скудерии из Фаэнцы не удалось не то чтобы победить, но даже на подиуме побывать. И тем не менее, её любили и уважали не только болельщики, но даже соперники. Ведь Minardi, несмотря на своё многолетнее бедственное положение, продолжала участвовать в гонках, пусть и в хвосте пелетона, но они участвовали, порой открывая миру Формулы-1 новые таланты, такие как Ярно Трулли, Джанкарло Физикелла, Фернандо Алонсо и Марк Уэббер.
И всё же оба коллектива, пусть и под другими названиями, продолжают выступать в королевском классе. Jordan, после множества перепродаж, в 2021 году превратится Aston Martin, а Minardi ныне носит гордое имя Alpha Tauri.
С более подробной историей обоих коллективов вы можете ознакомиться, пройдя по ссылкам в следующие публикации:
1. Джордан: Харизма в сочетании со скоростью
2. История вечных неудачников, которых все очень любили
Король пал, да здравствует король!
Благодаря превосходству Michelin над Bridgestone (Гран-при США не в счёт) на первый план вышли пилоты Renault и McLaren. В целом, лидеры этих команд, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен, были равны по скорости, однако фактор надёжности сыграл огромную роль в судьбе чемпионата.
Болиды McLaren, несмотря на то, что был немного быстрее Renault, страдал хронической ненадёжностью и уже после первой половины чемпионата, благодаря стабильным выступлениям, Фернандо Алонсо сумел создать отрыв, который позволил испанцу оформить чемпионский титул за 3 гонки до конца сезона. Однако это практически никак не отразилось на борьбе за Кубок Конструкторов - буквально до последней гонки оба коллектива вели ожесточённую борьбу, но несмотря на большее количество побед (10 против 8), McLaren уступил Renault со счётом 182:191.
Для Фернандо Алонсо этот триумф стал первым в карьере. В следующим году он оформит второй титул, а затем перейдёт в McLaren, где станет одним из инициатором шпионского скандала, в результате которого коллектив из Уокинга будет дисквалифицирован из Кубка Конструкторов сезона 2007 года. После этого Фернандо ещё много лет будет выступать в Формуле-1, но повторить успех 2005-2006 годов ему так и не удастся.
А как вы оцениваете сезон Формулы-1 2005 года? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!