Что такое франшиза?

Картинка взята из открытого источника "Яндекс картинки"
Картинка взята из открытого источника "Яндекс картинки"

Франчайзинговый бизнес в России бурными темпами стал развиваться в конце девяностых годов. К этому времени начинающие, и опытные бизнесмены научились не только отличать понятия «франшиза» и «факторинг», которые не имеют ничего общего, но и выговаривать эти слова.

Сейчас же франшизный бизнес считается одним из самых перспективных направлений среди возможных способов ведения предпринимательской деятельности.

Эти страшные и сложные слова

Давайте, прежде всего, разберемся с понятиями «франшиза» и «франчайзинг».

«Франчайзинг»— это слово французского происхождения, буквально означающее «привилегия». С точки зрения экономических реалий, франчайзинг — это отношения, при которых одно юридическое лицо (франчайзер) передает другому юридическому лицу (франчайзи) право реализации и/или производства товаров/услуг по технологии первого.

Соответственно, под франшизой понимаются те условия, на которых будет функционировать получатель технологий.

В общем понимании, франшиза — это вся концепция ведения бизнеса, при которой под определенной торговой маркой может работать посторонняя компания, которая принимает условия франчайзера.

В настоящее время по франчайзинговому принципу работает огромное количество компаний, в том числе и с мировым именем, например, Kodak,Xerox, KFC, Baskin Robbins и многие другие.

Как приходят к идее франчайзинга?

Довольно просто. Предположим, некоторая компания успешно развивает бизнес, но в один момент понимает, что для дальнейшего развития, например, для выхода в другие страны, необходимы большие инвестиции.

Из-за неимения в достаточном количестве денежных средств необходимо будет прибегнуть к банковскому кредиту, а значит, пускать банкиров внутрь компании. Вполне вероятно, что те захотят войти в совет директоров, поучаствовать в разделе прибыли и так далее.

Картинка взята из открытого источника "Яндекс картинки"
Картинка взята из открытого источника "Яндекс картинки"

То есть имеется вероятность потери бизнеса. При франчайзинговых схемах такой опасности нет. Получатель франшизы будет не только развивать бизнес за свой счет, но и будет кровно заинтересован в успехе.

Кроме того, будущему держателю франшизы нужно будет заплатить франчайзеру за присоединение к бизнесу (франшизный взнос), а также вносить ежемесячные платы — рекламный пай.

Рекламный пай — это плата за раскрутку бизнеса торговой марки, под чьим именем получатель франшизы будет выступать

Кроме того, с периодичностью 2-4 раза в год франчайзи необходимо будет выплачивать процент от чистой прибыли. Его размер, а также порядок уплаты оговаривается в заключаемом договоре.

Поговорим о деньгах

Как правило, чем крупнее и именитее франчайзер, тем выше будет франшизный взнос.

Например, если вы хотите открыть по франшизе уличное «Бистро», это может обойтись вам в 25,000-30,000 $(франшизный взнос), а если, к примеру, модный бутик одежды, то рассчитывайте на размер франшизного взноса не менее чем в 70,000-80,000 $. В последнем случае и плата за рекламный пай тоже «легкой» не будет: минимум 5,000 $ в месяц.

Довольно большой статьей затрат станет приобретение основных фондов для ведения деятельности по франшизе. И тут сэкономить никак не получится: франчайзер будет зорко следить за соблюдением всех установленных договором требований.

На данный момент франчайзи в России так много, что появляются специальные организации — франчайзинговые брокеры, помогающие выбрать франшизу.

Как правило, стоимость их услуг составляет 10-15 % от размера франшизного взноса. Они также помогают грамотно оформить необходимые документы, получить разрешения государственных органов.

Что развивать по франшизе наиболее выгоднее с учетом российских реалий бизнеса?

Эксперты в области франчайзингового бизнеса рекомендуют обращать внимание на те сферы, где оборотный капитал наиболее быстро оборачивается, а капитальные затраты — невелики.

В этом случае вы либо быстро окупите все вложения (до года), либо сможете выйти из бизнеса с минимальными потерями. Стоит обратить внимание на то, каков объем поддержки будет со стороны франчайзера, будет ли обучение персонала, поддержка POS-средствами, рекламными материалами и так далее.

Картинка взята из открытого источника "Яндекс картинки"
Картинка взята из открытого источника "Яндекс картинки"

Внимательно читайте все документы, особенно те, которые касаются роялти и франшизного взноса, а также пользуйтесь услугами профессиональных бизнес-консультантов.

Однако стоит учесть, что, как правило, срок окупаемости проекта, реализованного по франшизе, обычно на 20-30 % больше, нежели, если бы вы самостоятельно разрабатывали его, считали бизнес-план.

Кроме того, вы не сможете применить какую-либо фантазию, творчество при реализации проекта.

Все очень регламентировано. С другой стороны, вы получаете практически готовый бизнес, сделанный «под ключ»: вам лишь остается соблюдать требования договора и осуществлять стратегически верный менеджмент.

Как действовать — самостоятельно или по франшизе — решать вам: бесспорно, у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. Спасибо за внимание!

Читайте еще больше интересных статей на сайте: maxdohod.info
Вступайте в сообщество: Вконтакте
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк и делитесь материалом с друзьями! Спасибо за внимание!
Здесь собраны все статьи канала Максимальный доход.