Эпоха трехосников в Москве подходит к концу. Говорим об уходящих из столицы моделях автобуса.

18 July 2019

Уходящие в историю

Всем привет!

В предыдущей статье я рассказывал вам о том, какие модели троллейбусов прекратили свою работу с пассажирами в столице. Теперь хочется уделить внимание автобусному аспекту города.

Казалось бы, мы недавно наблюдали, как приходят новые низкопольные и полунизкопольные автобусы, мы удивлялись им как новшеству. А теперь они либо ушли совсем, либо их осталось незначительное количество. Сегодня я уделю внимание нескольким моделям автобусов. Их можно сгруппировать на обычные двухосные 12-метровые машины, класса БВ и трехосные 15-метровые машины класса ОБВ.

Итак, начнем с БВ.

1. МАЗ-103

Автобус МАЗ-103.465 на маршруте 688. Фото6 Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-103.465 на маршруте 688. Фото6 Максим Фандюшин

МАЗ-103 - детище Минского автомобильного завода, В Москву поступали такие машины разных модификаций. Все они были полунизкопольные (у последней двери была 1 ступенька). Самые первые, МАЗ-103.040 и МАЗ-103.041 пришли в 2000 году. Позднее, в 2003-2005 годах начали приходить МАЗ-103.060, а затем и 103.065 и 103.С65 (двухдверный вариант машины для Зеленоградского автокомбината) в 2006-2007 гг., в которых уже устанавливали АКПП, вместо прежней МКПП. В 2009-2010 годах пришла последняя партия - МАЗ-103.465 и 103.565 (также двухдверная для ЗелАКа). Последние отличались экстерьером - изменена светооптика, передняя и задняя части автобуса.

Последний линейный  автобус МАЗ-103.041 d Москве. Фото: Максим Фандюшин
Последний линейный автобус МАЗ-103.041 d Москве. Фото: Максим Фандюшин

04*- я серия машин прекратила свою работу в основном в 2014 году, хотя самая последня машина, 02568, ушла в 2016 году. 060-е многие были списаны по возрасту, а некоторые были переданы в различные регионы.Часть из них до сих пор работает (например, в Хабаровском крае). 465, С65 и 565-е почти все были проданы по разным регионам в 2018 году.

Автобус МАЗ-103.050 на маршруте 736. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-103.050 на маршруте 736. Фото: Максим Фандюшин

Именно МАЗ-103.065 стали последними представителями семейства, которые работали в Москве до июня 2019 года.

Автобус МАЗ-103.065, один из последних дней работы машин данной модели в Москве. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-103.065, один из последних дней работы машин данной модели в Москве. Фото: Максим Фандюшин

2. Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12"

Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" на маршруте 295. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" на маршруте 295. Фото: Максим Фандюшин

Автобусы производства волжского завода данной модели стали поступать в столицу в 2010 году. Они поступили небольшой партией около 50 штук.

Это были полностью низкопольные машины с двигателем Deutz BF6M1013FC , мощностью 290 л.с. и со стандартом ЕВРО-3. Особенностью автобуса считается алюминиевый кузов.

Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" на маршруте 60, один из тех, что ушел в Тулу. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" на маршруте 60, один из тех, что ушел в Тулу. Фото: Максим Фандюшин

В 2016 году большая часть этих машин была покрашена в московский бренд и направлена в Тулу в качестве подарка (порядка 30 машин). Остальные остались работать в столице. В настоящий момент осталось 2 рабочих машины, которые трудятся на юго-западе столицы.

Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12, один из последних оставшихся на линии. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12, один из последних оставшихся на линии. Фото: Максим Фандюшин

3. ЛиАЗ-5292.20

Автобус ЛиАЗ-5292.20 на маршруте 2. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ЛиАЗ-5292.20 на маршруте 2. Фото: Максим Фандюшин

ЛиАЗ-5292 вообще является ведущей моделью подвижного состава в Москве в настоящее время. Это полностью низкопольные машины Ликинского автобусного завода.

ЛиАЗ-5292.20 - первая крупномасштабная партия этих машин в столицу (5292.00 можно скорее отнести к опытной мелкосерийной партии). Первые машины пришли в 2007 году, а последние - в 2010 году. От остальных они отличались просторной кабиной водителя, но при этомм плохой теплоизоляцией и узкими форточками, в результате чего летом в них ездить мало удовольствия. Сами машины имеют двигатель MAN D0836 LOH41 и АКПП производства ZF. Примечательно, но салон машины получали в Москве на Тушинском машиностроительном заводе.

Автобус  ЛиАЗ-5292.20 на маршруте 34к. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ЛиАЗ-5292.20 на маршруте 34к. Фото: Максим Фандюшин

К сожалению, их история в столице подходит к концу. На линии осталось всего-навсего 9 машин. Многие из работавших машин списаны, часть - подарены в регионы. Но на них история 5292 в Москве не заканчивается.

Теперь поговорим об ОБВ. Все они представлены трехосными автобусами, бывших в столичной моде с 2006 по 2010 год.

4. Волжанин-6270.10

Автобус Волжанин-6270.10 на маршруте Т86. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-6270.10 на маршруте Т86. Фото: Максим Фандюшин

6270.10 - одна из трех модификаций модели, поступивших в столицу для линейной эксплуатации. Вторая - 6270.00, которая являет собой полностью высокопольный 15-метровый трехосный автобус. В Москве эти машины уже прекратили линейную эксплуатацию. Вторая модель - 6270.06 "Ситиритм-15" - о ней поговорим позднее.

Последний рабочий автобус Волжанин-6270.10 в Москве. Фото: Максим Фандюшин
Последний рабочий автобус Волжанин-6270.10 в Москве. Фото: Максим Фандюшин

6270.10 является одним из самых длинных односекционнных автобусов в мире . Он имеет начинку Scania: двигатель Scania DC903, мощностью в 300 л.с., шасси тоже Scania. Сама машина является полунизкопольной - после 2й двери имеется подъем на площадку с рядами сидений по формуле 2-2. В настоящий момент работает последняя машина данной модели - 010474. Многие автобусы были подарены регионам, в том числе Ярославской области.

Автобус Волжанин-6270.10 на маршруте 400т. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-6270.10 на маршруте 400т. Фото: Максим Фандюшин

5. ГолАЗ-6228.00

Автобус ГолАЗ-6228.00 на маршруте 60. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ГолАЗ-6228.00 на маршруте 60. Фото: Максим Фандюшин

Автобусы являли собой начало линейки трехосных односекционных 15-метровых автобусов. По внутренностям они были идентичны с автобусами Волжанин-6270.10 . Поступали автобусы в Москву в 2006-2008 годах. Но поступили в весьма небольшом количестве - 48 штук. Тем не менее, они стабильно работали на улицах города до весны 2019 года, когда последние машины филиала "Южный" были отстранены от линейной эксплуатации. Многие водители оценивали данные машины как качественные и надежные.

Автобус ГолАЗ-6228.00 с кондиционером для водителя. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ГолАЗ-6228.00 с кондиционером для водителя. Фото: Максим Фандюшин

6. Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15"

Автобус Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15" на маршруте 710. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15" на маршруте 710. Фото: Максим Фандюшин

Автобус из линейки "СитиРитмов" , эксплуатирующиеся в Москве с 2005 года. В столицу данные машины приходили вплоть до 2011 года. Им, как и многим другим, салон собирали на заводе ТМЗ. Только последняя партия получила заводской салон (аналогичный 5270-20-06). Машины также имели алюминиевый кузов, и, в отличие от вышеуказанных трехосников, полностью низкий пол. Его плюсом можно считать огромные форточки в салоне. Однако, многие отмечали скрипучесть и сыроватость машин, а также излишне высокое расположение задних сидений (так называемый "Эверест"). Тем не менее, в Москве их работало порядка 300 штук, но на данный момент на линию выходят порядка 20. С завершением эксплуатации машин данной модели закончится ис тория волжской продукции в ГУП "Мосгоротранс".

Автобус Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15" на маршруте 58. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15" на маршруте 58. Фото: Максим Фандюшин

7. МАЗ-107

Автобус МАЗ-107.466 на маршруте 295. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-107.466 на маршруте 295. Фото: Максим Фандюшин

Ну и последняя модель, эксплуатация которой подходит к концу, это трехосные машины Минского автомобильного завода. История поступления этих машин в столицу начинается в 2004 и заканчивается в 2010 году. Как и в случае с МАЗ-103, приходили машины 06*й и 46*й серий. Последние отличались внешним экстерьером, измененными масками и светооптикой.

Автобус МАЗ-107.066 на маршруте 688. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-107.066 на маршруте 688. Фото: Максим Фандюшин

Машины были полностью низкопольными с расположением сидений по формуле 2+1. Правда, машина имела ряд недостатков, например, высокий уровень поручней, жесткая подвеска или плохая вентиляция салона. Это не помешало проработать машинам весьма долгий срок. В настоящее время осталось не более 10 рабочих машин на всю Москву.

Автобус МАЗ-107.466 на маршруте 100. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-107.466 на маршруте 100. Фото: Максим Фандюшин

Подводя итог, хочется отметить, что, конечно, все течет и меняется, мода приходит и уходит, но эти машины многим запомнятся на долгое время.

На этом всё!

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!

Спасибо за внимание, до новых встреч!