Найти тему
Максим Бурмистров

Игрушечные железные дороги из ГДР. Часть 13. По вагонам!

Углубившись излишне в тему локомотивов из славной страны ГДР я, наверное, слишком увлекся. А почему бы нам не отвлечься и не переключиться, хотя бы на время, на не менее важный аспект в деле собирательства моделей железных дорог – а точнее сказать, на вагоны?
Вагонный парк ведь тоже был создан ааапширнейший, настолько разнообразный, что дотошные немцы даже не взялись его стандартизировать, так например, как они это сделали с теми же локомотивами и автомобилями!
Да, когда уходишь в эти дебри, даже не слишком посвященного собирателя охватывает невольное волнение: вагонов было выпущено несметное количество, поди, разберись и стандартизируй этот разношерстный разновременный зоопарк, тут просто можно умом тронуться!
Сложности в подборе материала для соответствующего каталога, который, надо думать, если и будет создан, то выйдет уже не в однотомном, а в многотомном издании, по примеру собрания сочинений Чехова, Сталина и Карла Маркса, добавляет тот факт, что к основному изготовителю игрушечного вагонного парка примешивается продукция кооперативов, и вот именно о ней мне и хочется поговорить в этом и, возможно, в последующих материалах.
Когда я только начал покупать модели железных дорог (напомню, что стартовал в коллекционировании не в детстве, а во взрослом состоянии, когда ждал появления первенца в семье), я очень мало чего смыслил и ориентировался закономерно просто на то, что продавалось, а не на что-то конкретное. Со временем пришло некоторое понимание, куда следует направить свой вектор собирательства, и я уже нацеленно покупал предметы, которые мне были интересны. А интересны мне были исключительно предметы старые, пусть примитивные, грубовато исполненные, зато редкие и соответственно, интересные в плане такого коллекционирования, когда приобретаемый предмет в нашей маленькой Москве мог быть единственным, только у тебя, а не у всех коллекционеров. То есть – чем старей и реже – тем лучше, или говоря словами великого вождя, «лучше меньше, да лучше»!
Такие вагоны, действительно, были, причем в момент моей страсти, на рубеже веков, подобные вещи можно было выцепить по бросовым ценам, поскольку начался процесс перераспределения коллекций и в самой бывшей ГДР: немцы, пресытившись своими грубоватыми "советскими" поделками, переключились на высокоточные модели из федеративных земель, они охотно и задешево расставались со своими надоевшими игрушками, а я их поймал на этом деле, жаль только, что сообразил собирать это старье слишком поздно, мои конкуренты по хобби тоже протумкали фишку и вокруг нарисовалось множество соперников, жаждущих того же самого.
Уверен, что сейчас немцы покусывают локотки, что так бесславно профукали нетленные раритеты, да что теперь – все козыри, как говорится, у нас в руках и можно с удовольствием констатировать факт, что именно за такими моделями стоит будущее серьезного собирательства, а не отнюдь за модельками от Мэрклина с его сумасшедшей детализацией.
Да, я специально акцентируюсь на этом для моего читателя, как собиратель «идейный», не желающий платить деньги за «просто игрушки». В моем интересе купить вещь вчера за три копейки, но знать, что уже сегодня я могу попросить за нее двести, триста, а то и тысячу долларов. Ну что же, такова моя установка – вкладывать деньги и знать, что их при желании можно всегда вернуть со значительной выгодой, а не в убыток, как это будет, если начать скупать современные модели любых именитых производителей моделей железных дорог.
В русле понимания такого «инвестиционного» коллекционирования можно выделить две ветви собирания моделей вагонов – это произведения раннего периода от компании PIKO и наиболее редкие вещи, изготавливаемые кооперативами. Именно о них я и хочу начать рассказ, ибо, на мой взгляд, они заслуживают внимания гораздо больше, чем карболитовые «чудовища» от гиганта ПИКО.
Увы, таких моделей в моем вагонном парке крайне мало, но каждая из них мне дорога, поскольку это и правда, вещи редкие. Их изначальный тираж не мог тягаться с PIKO, а за время бытования игрушек подавляющее большинство из них исчезло и давно покоится на свалке, а ведь здесь, у кооперативных творцов, было чему поучиться и на что поудивляться.
Кооперативное движение в сфере изготовления игрушек в Германии имеет, по видимому, давние корни, века назад складывались семейные игрушечные производства, и в послевоенной Восточной Германии, видимо, сложились условия для возобновления промыслов.
Я уже упоминал такие фамилии, которые стали брендами, как Цойке, Эльке, Дитцель, Раррах, Шихт, Херр – это основатели кооперативов, которые стали разрабатывать и изготавливать модели железнодорожного транспорта. Многие из удачливых производителей вошли под своими именами в каталоги ПИКО, но впоследствии предприятия эти были присовокуплены к головному производству, а бренды обезличены. После развала ГДР некоторым удалось восстановить и вернуть производства и свое имя, но в целом эпоха кооперативов завершилась, по-видимому, в конце семидесятых.
А теперь – довольно предисловий, давайте созерцать конкретный предмет и это будет двухосный вагон для перевозки сжиженного газа от кооператива Эльке.

Вот оно – чарующее творение кооператива Эльке!
Вот оно – чарующее творение кооператива Эльке!

Но прежде, чем разобрать вагон «по косточкам», заглянем на странички постоянно мной цитируемого каталога 1964 года, где продукции кооператоров отводится достаточно места.
Вот и страничка, на которой расположились вагончики, создаваемые в цехе Эльке, правда, на фото нет моего вагона, но в целом просматривается схожесть предметов, создаваемых, по сути, на одной, унифицированной платформе.

Продукция Эльке на страницах каталога 1964 года.
Продукция Эльке на страницах каталога 1964 года.

Я почему акцентируюсь на товарах кооперативов, потому что мне лично импонирует их подход к созданию игрушек, ведь возможностей у них было гораздо меньше, чем у ПИКО, не было материалов, оснастки, оборудования, но при этом они смогли вписаться в достаточно жесткую конкурентную среду и при минимуме вложений создавали достаточно интересные модельки, включая смекалку и выкручиваясь любопытными техническими и технологическими решениями.
И еще одно фото из каталога ПИКО 1967 года, из которого следует, что Эльке повезло протолкнуть свою продукцию на широкий рынок, получив возможность встать под знамена гиганта. В будущем это сыграет с кооперативом злую шутку – он станет лишь одним из многочисленных подразделений PIKO и потеряет свой фамильный бренд.

Продукция кооператива входила в каталоги компании ПИКО, каждому присваивался артикул, благодаря которому можно было ориентироваться в самом издании.
Продукция кооператива входила в каталоги компании ПИКО, каждому присваивался артикул, благодаря которому можно было ориентироваться в самом издании.

А теперь вернемся к вагону и оценим остроумие инженеров, создавших этот шедевр. Вагон для перевозки сжиженного газа замечателен в своем лаконичном и тонком исполнении. Сама платформа выштампована из тонкого листа жести и окрашена в черный цвет. Меня особенно впечатляет ограждение площадки и тормозная рукоятка, также сделанные из металла, но настолько тонко и филигранно, что я даже не могу понять, как они это тогда делали. Особенно ценно, что рукоятка и оградка железные, ведь в игре ребенок тут же бы сломал эти детали, будь они пластиковые, а тут нет – все очень прочно и жестко, можно даже ронять вагон без особого ущерба для игрушки.
Особый фетиш – баллоны. Только кооперативы, наверное, могли позволить себе вольности использовать в работе натуральные материалы, вот и здесь емкости выточены на токарном станке из… дерева! Да, да, баллоны деревянные и окрашены они в серый цвет. А вот разъемы-фланцы на них пластиковые, как и коричневые проставки.

Оцените тонкость изготовления металлической оградки тормозной площадки и систему крепления деревянных баллонов.
Оцените тонкость изготовления металлической оградки тормозной площадки и систему крепления деревянных баллонов.

Верхняя емкость «схвачена» железными хомутами, всю связку баллонов также крепят к платформе металлические стержни, пропущенные через пластиковые проставки.
Скажу, что за время бытования вагона верхняя емкость, по-видимому, усохла и слегка деформировалась, отчего она в правильном положении вентиля на фланце не фиксируется хомутами и выпадает. Но если ее повернуть на некоторый угол, она плотно и надежно фиксируется в креплении.
А теперь заглянем на «брюшко» вагончика, тут есть чему удивиться!

Нижняя сторона платформы дает пищу для размышлений.
Нижняя сторона платформы дает пищу для размышлений.

Нижняя сторона платформы, в отличие от вагонов того же ПИКО, не несет в себе каких-либо попыток скопировать оригинал, кооператив разумно решил, что нет смысла прорабатывать детали вагона, не видимые пользователю во время игры, поэтому дно гладкое, видны лишь загнутые части стержней хомутов. Любопытное инженерное решение позволяет и тут поэкономить – эти загнутые крючки не только фиксируют груз, но и прихватывают колесные площадки – да, это очевидное стремление упростить процесс производства и экономить на всем, на чем можно сократить финансовые и трудовые затраты.
Особенно любопытно рассматривать систему фиксации и подпружинивания сцепных устройств, выполненных кустарно и уникально. Сцепки у вагонов кооператива Эльке своей собственной конструкции. Не берусь судить, насколько они хуже или лучше стандартных сцепок ПИКО, но сами по себе они – произведение искусства, «хэнд маде», как говорится у нас «на колхозе». Фиксаторы на сцепках филигранно выгнуты из жесткой проволоки – так тоже могли делать только кооператоры, для ПИКО подобное решение было бы уже слишком архаичным.

Проволочные фиксаторы на сцепках – веяние тогдашнего кооперативного движения, где легко использовались любые подручные материалы.
Проволочные фиксаторы на сцепках – веяние тогдашнего кооперативного движения, где легко использовались любые подручные материалы.

Особо интересна система подпружинивания, выполненная при помощи одного стержня из тонкой стальной проволоки, зафиксированной посередине миниатюрной площадкой. Сцепки и правда, охотно двигаются из стороны в сторону, четко возвращаясь в центральное положение.
Ну и конечно, нет сил обойти вниманием главный знак – круглую фирменную этикетку, которая свидетельствует, что вагон имеет давнюю историю и выпущен еще в эпоху не обезличенных кооперативов.

Этикетка на вагончике – особая коллекционная ценность, подтверждающая подлинность и старинность вещи.
Этикетка на вагончике – особая коллекционная ценность, подтверждающая подлинность и старинность вещи.

У вагона есть и фирменная коробочка, но я прошу прощения у читателя, за то что банально поленился ее искать, как говорится, лень-матушка раньше меня родилась!
Мне остается лишь показать поближе ходовую часть вагона с буксами, ведь тут они выполнены на удивление подробно и тонко.

Ходовая часть вагона исполнена отлично.
Ходовая часть вагона исполнена отлично.

В целом вагончик выделяется своим внешним видом, хоть и не блещет яркими красками. Своей идеальной сохранностью он обязан прежним владельцам, которые, видимо, так и не удосужились его достать из коробки и не играли в него долгие десятилетия, пока игрушка не была привезена из Германии в Россию.
Для меня же лично вагон стал интересным пополнением собрания, подробно иллюстрирующим технологические возможности кооперативов ГДР середины прошлого века и эстетические предпочтения покупателей, голосовавших за подобные игрушки своими дойчемарками. Сведений о том, поставлялись ли такие изделия в СССР у меня, увы, нет. Если кто-то из читателей приобретал вагоны, сделанные в кооперативах, в наших магазинах, сообщите об этом, пожалуйста, в комментариях, я буду рад также, если вы поделитесь фотографиями своих вагонов, выполненных в небольших ГДРовских мастерских!
А я надеюсь продолжить тему в следующих сериях, так что следите за обновлениями на канале!

Читайте всё самое интересное о модельных железных дорогах ГДР здесь:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6
ЧАСТЬ 7
ЧАСТЬ 8
ЧАСТЬ 9
ЧАСТЬ 10
ЧАСТЬ 11
ЧАСТЬ 12