Четвертый сын Ноя и его царство в Азербайджане

24 January
3,7k full reads
4 min.
6,9k story viewsUnique page visitors
3,7k read the story to the endThat's 54% of the total page views
4 minutes — average reading time

Возможно первое упоминание о Йонтоне - четвертом сын Ноя, появилось в сирийском тексте "Пещера сокровищ" (Книга преемственности поколений), которая приписывается христианскому богослову Ефрему Сирину, жившему в IV веке. Поэтому упоминаемую там форму имени сына Ноя - Йонтон (Ионитон) имеет смысл признать за основу. Более поздние имена - Мунт, Манитон, видимо являются искажениями. Йонтон был отправлен отцом в некую "северную землю", где получил откровение от Бога и стал известным мудрецом - создателем многих наук, в частности астрономии (астрологии). Йонтон обучал мудрости первого царя на земле - великана Нимрода.

Любопытно, что страна Йонтона почти всегда упоминалась в одном контексте с повествованиями о прикаспийских землях (Азербайджане). По тексту "Пещеры сокровищ" Нимрод научил персов поклоняться огню, "который поднимался от земли" (можно предположить, что речь идет об огнях на Апшеронском п-ове), далее упоминается самый известный сасанидский храм огня Адур-Гушнасп ("Огонь коня" - иран. Gušnasp - жеребец). В "Пещере сокровищ"- это источник "белой лошади" в Азербайджане.

Пещера сокровищ (Книга преемственности поколений)
И в дни исполина Нимрода явился огонь, который поднимался из земли, и Нимрод сошел и смотрел на него, и поклонился ему, и он поставил жрецов, чтобы служить там и бросать ладан в него. С того дня персы начали поклоняться огню, [и они делают так] до сего дня.

И царь Сисан (Sisan) нашел источник в Адройгане (Азербайджане), и он сделал белую лошадь и поставил её над ним, и тот, кто омывался в воде, имел обычай поклоняться лошади. И с того времени персы начали поклоняться той лошади.


Страна Йонтона находилась у некоего озера/моря, по более поздним источникам называлась она землей Эйтан, Эоам, что у "моря Элиохора" (Гелиохора), "Восходящего солнца" или "Огонь солнца".  Наиболее вероятным осмыслением этих терминов может быть упоминание Каспийского моря. Так как это единственное море на севере переднеазиатского региона из которого встает солнце.

Восход солнца на Каспии.

Пещера сокровищ (Книга преемственности поколений)
И Нимрод пошел в Йокдору Нодову (Yokdor Nodh), и когда он достиг озера Атрас (Atras), он нашел там Йонтона, сына Ноаха. И Нимрод сошел и купался в озере, и он пришел к Йонтону и оказал ему почтение. И Йонтон сказал: "Ты царь; тебе ли оказывать мне почтение?" И Нимрод сказал ему: "Из-за тебя я сошел сюда"; и он оставался с ним три года. И Йонтон учил мудрости Нимрода и искусству откровения, и он сказал ему: "Не возвращайся опять ко мне".

И так как это искусство прорицания, которое употреблялось Нимродом, было преподано ему Йонтоном, никто из обычных ученых не подавил его; нет, они даже занялись этим. Ныне персы называют его Гельяна (Gelyana), а римляне Естромион (Астрономия, Estromion). Но то [знание], которое имеют маги, то есть астрология, является колдовством и бесовской наукой. Есть некоторые, которые говорят, что она действительно доставляет удачу и [предсказывает] события и судьбу, но они ошибаются. Вот, Нимрод построил укрепленные города на востоке: Бабель (Вавилон), и Ниневе (Ниневия), и Расан (Rasan), и Селик (Селевкия)], и Ктесифон, и Адорбайган ( Азербайджан); и он сделал три крепости.

В "Откровении Мефодия Патарского" появляется интересное дополнение о том, что Нимрод (в слав. переводе Неврот) посылает к Йонтону (Мунту) мастеров из рода Яфета для строительства города, который был назван именем самого Йонтона.

Откровение Мефодия Патарского. Славянский перевод.
В первые же 100 лет третьей тысячи родился у Ноя сын и был он назван Мунт (Йонтон). И расплодились [размножились] сыновья Ноя: Сим, Хам, Иафет. В 300-ый же год разделили землю сыновья Ноя: и была дана Симу восточная страна, а Хаму южная, Иафету—западная. Мунту же братья части не выделили. Отец послал его в северную часть земли.

Сын же Ноев, Мунт, год живя в северной части земли, принял дары многие от Бога и премудрость астрологическую изобрел. К нему пришел Неврот (Нимрод) закону научиться, как ему царствовать над людьми. Неврот же, брат Невронов, был от племени Симова. И тот первый царствовал в Вавилоне, великом городе.

В 3-ий год царствования Неврота, послал Неврот мужей из племени Афета, мужей сильных, и мудрых очень, и хитрых во всем. Они пошли на север к Мунту, сыну Ноя, и построили ему город. И Мунт назвал город в честь себя. Очень мирными были царства Мунта и Неврота.


Некий потомок Йонтона - царь Шамшаснахар по "Откровению Мефодия Патарского" изгоняет арабов (сынов Исмаила) в пустыню близ Ясриба (Медины). Видимо, здесь подразумевается какой-то царь Персии или Мидии, как известно иранские правители действительно подорвали гегемонию семитских правителей в Междуречье.

Откровение Мефодия Патарского. Сирийский перевод.
Шамшаснахар из рода Йонтона, ведя войны на землях между Евфратом и Адорбайганом (Азербайджаном) и в Эфиопии, изгоняет сынов Исмаила в пустыню близ Ясриба (Медины).

Хроника Ирахмиэля бен Шломо
Когда Ноаху было сто лет, он родил сына по своему образу и подобию и назвал его Йонитес. Его отец, Ноах, дал ему подарки и отослал его в страну Эйтан (Эоам), которую он взял во владение до самого моря Элиохора (Восходящего солнца). А злодей Нимрод пошел к Йонитесу, чтобы обучиться его мудрости, так как на нем пребывал дух Господа.

Гора Иландаг в Азербайджане. По преданию, ковчег Ноя, проплывая мимо, ударился о ее склон бортом.
Гора Иландаг в Азербайджане. По преданию, ковчег Ноя, проплывая мимо, ударился о ее склон бортом.
Гора Иландаг в Азербайджане. По преданию, ковчег Ноя, проплывая мимо, ударился о ее склон бортом.

Страна Эйтан, Эоам - это несомненно названия известной "Солнечной страны" из романа об Александре Македонском III века н.э. (История Александра Великого). Эта земля, так же как и "страна Йонтона" мыслилась рядом с морем "Восходящего солнца" (Каспийским морем). Как правило, ее ассоциировали с северной Мидией, т.е. Атропатеной (Азербайджаном) или Кавказской Албанией. Именно к этой области относились рассказы античных авторов о племенах "страшных обликом". Грузинские средневековые авторы называли их "бун-турками" (возможный перевод - "турки копьеносцы" или "оседлые, коренные турки". Можно предположить, что северная (или восточная) земля (или царство) четвертого сына Ноя, это несомненно какие-то области Южного Кавказа рядом с Каспием, соответствующие территории древнего Азербайджана.

Петр Коместор. Ученая история. Книга Эсфирь.
Спустившись в Эоам, он (Александр Македонский) убил Дария Мидянина и обложил данью землю, дошел до самого моря, что называется Царством Солнца, где обитали племена страшные обликом. Они были потомками сынов Иафета.

Читайте также об истории древнего Азербайджана:

Великий потоп в Азербайджане

Древний Азербайджан. Какую территорию он занимал?

Тюрки - исконные жители Закавказья