Древняя история города Баку

2 August

Ранняя история Баку схожа с ранней историей Еревана. Оба города имеют названия, чья древность может уходить вглубь тысячелетий. При этом основаны оба эти города относительно поздно. Баку по свидетельствам письменных источников появился примерно в 9-10 веках, а Ереван только в 15-16 вв. Последний компенсирует свое более позднее появление расположением в очень древнем центре цивилизаций сложившихся еще за тысячи лет до н.э. Столица Азербайджана такого пласта истории под собой не имеет, но при этом гордо носит имя, этимология которого изобличает его чрезвычайную древность.

Древняя история города Баку

Название "Баку" несомненно связанно с иранским понятием "бага" - бог (русское "бог" происходит отсюда же ), др.-перс. baga-, авест. baɣa "господь". Персидская форма названия города - "Бадкубе" от "бад кубе" (Обдуваемый ветром) несомненно поздняя, она появляется не ранее 16 века.
Ключом к пониманию этимологии древнего наименования Баку может служить текст грузинской хроники "Картлис Цховреба", где столица Ширвана 12 века Баку обозначена в форме "Багаван" (иран. Город Бога, Место Бога).

Картлис Цховреба
В Ширван отправили эристава Картли, а сам царь Георгий прибыл в Багаван (Баку), чтобы подготовить свадьбу сестры своей. Пробыл там десять дней и решил уже возвращаться, но воздал Господь за грехи наши: скончался царь Георгий в Багаване 18 января, в среду, в хроникон 442.

Топоним Багаван многократно упоминался в источниках связанных с территорией древнего Азербайджана. Например, это название области Багаван или Атли-Багаван в регионе Пайтакаран. У армянского летописца Гевонда в 8 веке упоминался некий Атши-Багуан южнее Аракса. С.Ашурбейли связывала его с самим городом Баку, где иран. Атши - Ātash"(огонь), тогда Атши-Багуан - "Место огней бога".

Здесь же можно вспомнить армянский культовый центр Багаван на Евфрате (вернее, его притоке - реке Арацани), а также схожий по семантике священный город Багаран (Место алтарей, Город богов), основанный царем Армении Ервандом - ныне это восток Турции. Все эти топонимы возникли в иранском культурном поле. Ведь весь этот обширный регион от Евфрата до Каспийского моря входил в состав Северной Мидии - древней "страны огней" - Азербайджана (греч. Атропотена, иран. Атурпатакан).

Храм огнепоклонников 18-19 веков в Сураханах под Баку.
Храм огнепоклонников 18-19 веков в Сураханах под Баку.

И видимо с огнями Апшеронского полуострова (естественными выходами газа и нефти на поверхность) и нужно связывать появление ойконима Баку (Багаван). Ибо для местных огнепоклонников огонь несомненно был выражением божественной сущности.
Все это хорошо известные и понятные вещи, но есть в ранней истории Баку и значительная доля загадочности. Связана она с тем, что ни во одном письменном источнике нет упоминаний о каких-либо храмах огнепоклонников в районе Баку до 17-18 веков. Более того, нет вообще каких-либо упоминаний населенных пунктов связанных с этой областью до 9 века.

Первые письменные источники повествующие о Баку - это арабские хроники. Которые совершенно прозаично описывают становление города как побочный эффект от разработки нефтяных месторождений Апшерона. Видимо, морская гавань в районе Баку понадобилась арабам, чтобы наладить траспортные пути по Каспийскому морю. И прежде всего с регионом недавно захваченного Дербента (в 9 веке). Население которого должно было снабжаться из региона Баку, как об этом написано в хронике Дербент-наме.

Дербент-наме
Когда дата Пророка дошла до двухсот семидесятого (883-84) года, халиф Багдада отделил половину нефтяных скважин и соляных копей от владений Ширвана и сделал их вакуфом в пользу населения Дербенда. Он приказал: "Сделайте хранилище в Бадку (Баку) (Каз: здесь и далее: Бадкубэ) на берегу моря. Нефтяные скважины и соляные копи являются вакуфом для жителей Дербенда".
Итак, нефтяные и соляные промыслы Бадку всецело отделили от владения Ширвана и передали их населению Дербенда.

Арабский автор ал-Масуди описывал эпические картины огненных извержений в районе Апшеронского п-ва. При этом ни о какой культовой деятельности в данном регионе он не упоминал. Хотя ведь несомненно, что огонь вырывающийся из земли или моря на десятки (а может и больше) метров должен был сильно воздействовать на психику людей. Тем более людей огню поклоняющихся.

Но по факту никакой информации о культовом центре в районе Баку-Апшерона средневековые авторы так и не оставили. Можно предположить, что такое состояние дел было связано с табуированностью данного региона. Т.е. Апшерон был настолько "страшно" священен, что ни писать, ни думать о нем было нельзя. И первое описание области Баку оставили лишь пришедшие сюда мусульмане спокойно относящиеся к огненным стихиям.

ал-Масуди
На этом же море лежит место Баку; в нем находятся нефтяные источники в царстве Шарвана по соседству с Баб-уль-Абвабом (Дербентом). Там добывают белую нефть. Там же находятся вулканы, т. е. источники огня, бьющие из земли. Против источников нефтяных лежат острова, на которых бьют сильные фонтаны огня, видимые ночью на очень далекое пространство.
В этих нефтеносных землях находится вулкан, или источник огня, беспрерывно извергающий из себя все время пламя вверх. Против этого берега в море лежат острова; на одном из них на расстоянии трех дней пути от материка находится огромный вулкан. В определенное время года он ревет, огни его увеличиваются, поднимаясь к небу, как самые высокие горы, и он выбрасывает огня больше, чем это море, так что его видно на расстоянии почти ста фарсахов от берега. Этот вулкан можно сравнить с вулканом Буркан, находящимся в Сицилии (вулкан Этна) в земле франков и лежащим не далеко от Африки, что в Магрибе.
Яныр-даг (Горящая гора) - естественный выход природных газов на Апшеронском полуострове.
Яныр-даг (Горящая гора) - естественный выход природных газов на Апшеронском полуострове.

Но возможно и другое объяснение. Как хорошо известно, уровень воды в Каспийском море крайне непостоянен. Только за одно столетие вода в Каспии может подниматься или опускаться на десяток метров. В связи с этим чрезвычайно затруднительно делать выводы о береговой линии в районе Апшеронского п-ва тысячи лет назад. Вполне возможно, что в течении первого тысячелетия н.э. (времени появления первых письменных источников об Азербайджане) многие древние поселения могли уйти под воду. В связи с этим, мы имеем лишь смутные упоминания каких-то прибрежных городах у античных авторов - Гайтара, Гелда, Албана. Где находились эти города никто не знает.

Читайте также:

Культ коня в древнем Азербайджане

Древний Азербайджан. Какую территорию он занимал?

Когда появился древний Азербайджан?