Когда появился древний Азербайджан?

8 July 2020
13k full reads
3 min.
18k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 69% of the total page views
3 minutes — average reading time

Отсчитывать историю Азербайджана принято с IV века до н. э. Считается, что именно в это время появилась историческая территория и государство Атропатена. Это греческое название отображало иранское имя данной страны - Атурпатакан (др.-перс. Aturpatkan, пехл. Aturpatakan), которое происходило от имени персидского сатрапа Атропата (IV век до н. э.) Впоследствии, под влиянием арабского языка наименование Атурпатакан преобразовалось в Азербайджан. Имя основателя Азербайджана - Атропата переводится как "хранимый огнем" или "хранитель огня", соответственно перевод названия Атурпатакан (Азербайджан) - это страна "хранимая огнем" или "страна огня".

Но насколько верна подобная концепция?

Серебряная драхма Дария I царя Атропатены (85 год до н. э. — 65 год до н. э.)
Серебряная драхма Дария I царя Атропатены (85 год до н. э. — 65 год до н. э.)
Серебряная драхма Дария I царя Атропатены (85 год до н. э. — 65 год до н. э.)

Эта гипотеза была построена прежде всего на сообщении Страбона (I в. до н.э. — I в. н.э.) о событиях IV в. до н.э.

Страбон
«Свое имя она (Атропатена) получила от военачальника Атропата, который не допустил, чтобы эта страна стала подвластной македонянам. Действительно, провозглашенный царем Атропат сделал по собственному решению эту страну независимой и еще теперь наследование сохраняется в его семье».

Но с мнением Страбона не согласуется более ранее свидетельство об Атропатене греческого историка Полибия. Который писал, что атропатейское царство сохранилось еще от Ахеменидов, т.е. Атропат, бывший изначально сатрапом Мидии, возглавил уже существующую страну (Мидию Атропатену, Атропатейскую Мидию). Атропатена как известно была северо-западной частью древней Мидии (ее еще называли Малой Мидией). По свидетельству Полибия эта Малая Мидия была населена народом атропатиев созвучных с названием самой страны Атропатены.

Полибий (II век до н.э.)
«Царство это (Атропатена) сохранилось еще от времен персов (ахеменидов), ибо при Александре его проглядели… Западными частями Мидия примыкает к так называемым атропатиям, а эти последние живут недалеко от народов, граничащих с Эвксинским морем (Черным морем). Правитель этой страны, Артабазан, почитался могущественнейшим и мудрейшим из владык и господствовал над так называемыми атропатиями и пограничными с ними народами».

Что интересно, Полибий не упоминает само название Атропатена. Для него она - "это царство" населенное " атропатиями". Т.е. по Полибию можно подумать, что Атропатена получила свое название от местных жителей - атропатиев. В этом случае, ставится под некоторое сомнение тезис Страбона о том, что страна получила свое название от правителя Атропата. Здесь еще важно то, что имя Атропат (Атурпат, Aturpat, авестийское Atərəpāta — буквально «Охраняющий огонь») очень похоже на жреческий титул. И оно было весьма распространено, например, в IV веке н. э. визирь и верховный жрец шаха Шапура II носил имя Атурпат-и-Махраспандан.
Можно предположить, что атропатии, исходя из перевода этого термина, это или "хранитили огня", или же "хранимые огнем", а не просто жители страны Атропатены (Атурпатакан, Азербайджан). Т.е. это люди исповедующие определенную религиозную веру - огнепоклонничество.

Аммиан Марцеллин  в IV в. писал, что название Атропатена распространилось на многие области Мидии возможно после покорения ассирийцев мидийцами (в VII в. до н.э.). Исходя из этого, есть вероятность, что топоним Атропатена существенно старше страбоновской версии.

Аммиан Марцеллин
«Эта страна, как можно прочитать об этом в книгах, до правления Кира Старшего и возвышения Персии была царицей всей Азии после покорения ассирийцев: значительное число их областей, взятых силой оружия, получило общее имя Атропатены».
Монета Артавазда I царя Атропатены (56 год до н. э. — 30 год до н. э.)
Монета Артавазда I царя Атропатены (56 год до н. э. — 30 год до н. э.)
Монета Артавазда I царя Атропатены (56 год до н. э. — 30 год до н. э.)

В сирийском христианском апокрифическом тексте "Пещера сокровищ (Книга преемственности поколений)", созданном на основе Климентин III в. некий город Адорбайган упоминается в ряду древнейших городов Месопотамии (Вавилона, Ниневии и т.д.), якобы созданных еще первым царем Нимвродом.

"Пещера сокровищ (Книга преемственности поколений)"
Вот, Нимрод построил укрепленные города на востоке: Бабель (Вавилон), и Ниневе, и Расан (Rasan), и Селик, и Ктесифон, и Адорбайган (Adhorbaighan); и он сделал три крепости.

В интереснейшем, опять же сирийском литературном памятнике VI века, "Хроника города Киркука", название Адорбайган выводится от имени легендарного мидийского царя Арбака (VII-VIII вв. до н.э.). Но главное, что как и у Аммиана Марцеллина наименование Адорбайган (Азербайджан) в сирийской хронике появляется в связи с падением власти ассирийцев в Передней Азии (VII в. до н.э.).

«Хроника Карки де Бет Селох»
«Когда начался конец царства Асур и ослабла власть ассирийская по приговору божию, построил крепостную стену Арбак, т.е. Адурбад в царстве индийцев, которое по его имени было названо земля Адорбайган».

Как правило, в хронике города Киркука фраза "в царстве индийцев" считается ошибкой, ведь речь идет о мидийском царстве. Но надо признать, что индийцев и мидийцев древние авторы путали весьма часто. Вполне возможно, что здесь может быть и какое-то иное объяснение данного феномена.

В целом, можно допустить, что ранее наименование Азербайджана (Адурпатакан, Атропатена) было связано с распространенной в этих краях религией - поклонением огню. Что подтверждается массой исторических источников. Главный (Великий, царский) огонь Адур-Гушнасп при Сасанидах находился именно в Азербайджане. Предположительно, это нынешний археологический памятник Тахт-и Сулейман.

Видимо правильнее трактовать изначальную территорию Азербайджана как некую культурно-религиозную область, впоследствии при Атропате в IV веке до н.э., ставшую самостоятельным государством.
Не нужно забывать, что именно район Азербайджана (в широком смысле) был
родиной Заратустры и местом зарождения зороастризма. Религии, связанной с почитанием огня.

Археологический памятник Тахт-и Сулейман.
Археологический памятник Тахт-и Сулейман.
Археологический памятник Тахт-и Сулейман.

Читайте далее:

Культ коня в древнем Азербайджане

Был ли Заратуштра азербайджанцем?

Где находилась Благая страна ариев - в Армении или Азербайджане?