О священных царях Армении

17 May 2020
7,2k full reads
4 min.
11k story viewsUnique page visitors
7,2k read the story to the endThat's 65% of the total page views
4 minutes — average reading time

После крушения государства Урарту на территории Армянского нагорья начали править загадочные цари из так называемой династии Ервандидов. На данный момент известно, что Ервандиды имели различное происхождение и нет доказательств, что они были родственниками. Эти правители Армении имели общность только по имени - Ерванд, и видимо все они были этническими иранцами. Первым Ервандидом, по мнению отца армянской истории Мовсеса Хоренаци, был некий Ерванд Кратковечный, правивший в VI веке до н.э. Другой Ерванд - персидский сатрап Армении в IV веке до н. э., по происхождению сын бактрийца Артасира, муж Родогуны, дочери ахеменидского царя Артаксеркса II.

Золотой статер Ерванда I (Оронта I). Сатрапа Армении с 401 по 344 гг. Фото википедия.
Золотой статер Ерванда I (Оронта I). Сатрапа Армении с 401 по 344 гг. Фото википедия.
Золотой статер Ерванда I (Оронта I). Сатрапа Армении с 401 по 344 гг. Фото википедия.

Загадочность Ервандидов проистекает из совершенно избыточной мифологической нагрузки, которой Мовсес Хоренаци снабдил самого последнего представителя этой династии, как правило им считают Ерванда IV. Он приписал ему основание города Ервандашата, куда была перенесена столица из более древнего Армавира, также строительство Ервандакерта и религиозного центра Багаран (Города богов). Как я писал ранее в Армении также существовала крупная область с названием Ервандакан (Страна Ерванда). Возможно, Ервандаканом называли все царство Ервандидов.

Хоренаци изобразил царя Ерванда как мифического богатыря родившегося в паре с братом близнецом Ервазом от противоестественного соития их матери - "как Пасифая — Минотавра", если буквально, то от связи с быком. Тем самым, он уподобил Ерванда и Ерваза божественным близнецам (Ашвинам, Диоскурам и т.д.). Как правило, отцом всех подобных героев было верховное божество в образе какого-то тотемного животного (быка, лебедя и т.д.)

Мовсес Хоренаци
"История Армении"
На восьмом году Дария Последнего на престол вступает некий Ерванд, сын женщины из (рода) Аршакуни. В преданиях о нем рассказывается, что некая женщина из рода Аршакуни, телом огромная, с крупными чертами лица, похотливая, на которой никто не отважился жениться, родила двух мальчиков от противоестественного соития, как Пасифая — Минотавра. Мальчики подросли, и их назвали именами Ерванд и Ерваз. Ерванд, возмужав, выделялся храбростью и могучим телосложением. Своей скромностью и щедростью он привлекал к себе всех. И когда умер Санатрук, он единодушно был возведен на престол, однако без обряда коронования его мужами из рода Багратуни

В тексте подчеркивается, что Ерванда провозгласили царем без "обряда коронования". Т.е. Ерванд при всей своей божественности якобы не был полноценным царем. Для Хоренаци "правильной" династией Армении была парфянская династия Аршакидов. И хоть Ерванд, по мнению отца армянской истории, тоже принадлежал к роду Аршакидов (по матери), его отцом был непонятно кто. Мать Ерванда у Хоренаци также имела какое-то монструозное обличье "телом огромная, с крупными чертами лица и похотливая". И больше походила на древнюю богиню.

Одно из самых ранних изображений Матери богов и божественных близнецов. Позднехеттский город Ацативадда (Каратепе, Восток Турции), 8 век до н.э.
Одно из самых ранних изображений Матери богов и божественных близнецов. Позднехеттский город Ацативадда (Каратепе, Восток Турции), 8 век до н.э.
Одно из самых ранних изображений Матери богов и божественных близнецов. Позднехеттский город Ацативадда (Каратепе, Восток Турции), 8 век до н.э.

Хоренаци упомянул, что Ерванд только одним своим взглядом мог раскалывать каменные глыбы.

Мовсес Хоренаци
"История Армении"
Говорят, у Ерванда был дурной, колдовской глаз. Поэтому при пробуждении на рассвете царские служители обычно держа­ли перед ним гранитные глыбы, которые, говорят, лопались от его ужасного взгляда.

Царь Армении Ерванд имел все признаки "священного царя" - он имел божественное происхождение, правил в паре с братом соправителем, одним своим видом (или взглядом) мог производить разрушения. Здесь уместно вспомнить параллель с хазарскими каганами. Как известно, священные каганы Хазарии имели соправителей (беков, шадов) и своим видом могли разгонять вражеские армии.

Абу Исхак аль-Истахри
«Книга путей государств»
Когда постигает их какая-нибудь великая опасность, то они выводят хакана; и как только увидит его кто-нибудь из Турок или соседних народов «кяфиров», тотчас же обращается в бегство, и никто из них не решается воевать с ним вследствие большого к нему почтения

При этом Мовсес Хоренаци не считал Ерванда "своим", в его тексте прослеживается некоторое пренебрежение к Ервандидам.
Имя Ерванд принято выводить из иранского авестийского - aurvant „быстрый, могучий". Также возможно иран. *rauavant - "богатый, роскошный". Происхождение имени брата близнеца Ерванда - Ерваза от иранск. *rauavaza - "приносящий богатство" хорошо его дополняет.

Предполагаемое  изображения царя Ерванда ахеменидского времени. Серебренный ритон из  клада на холме Арин-Берд (Эребуни, Ереван). Фото википедия.
Предполагаемое изображения царя Ерванда ахеменидского времени. Серебренный ритон из клада на холме Арин-Берд (Эребуни, Ереван). Фото википедия.
Предполагаемое изображения царя Ерванда ахеменидского времени. Серебренный ритон из клада на холме Арин-Берд (Эребуни, Ереван). Фото википедия.

Армянский исследователь Ф.И.Тер-Мартиросов выдвинул гипотезу, что имя Ерванда может происходить от индоарийского бога Варуны. В языке ариев из Митанни имя Варуны известно в форме URUWANA, что близко иранскому имени Аруанд/Ерванд.В греческой транскрипции имя царя звучало как Оронт.
Допустимо предполагать, что название страны Ервандакан и города Еревана также восходят к имени арийского бога Варуны - Урувана/Ереван. Это еще одно подтверждение арийского происхождения названия нынешней столицы Армении. Ранее мы разбирали другие
версии генезиса этого слова.

Интересно, что на одной греческой надписи из Армавира упоминаются в области Ервандакан сразу два царя - один носил имя Ерванд, а другого звали Митрой. Давно высказывается мысль, что Митрой мог быть соправитель священного царя. Возможно этот второй царь исполнял функции жреца, как об этом писал Мовсес Хоренаци. Он рассказывает, что Ерванд построил священный город Багаран (Город богов/алтарей) и назначил туда главным жрецом своего брата близнеца - Ерваза.

Мовсес Хоренаци
"История Армении"
Он построил отдель­но небольшой город, похожий на его собственный, на расстоянии около сорока стадий к северу, на берегу реки Ахурян, и дал ему название Багаран, что означает, что в нем собраны алтари. Он перенес все идолы, какие были в Армавире, и, построив храмы, назначил первосвященником своего брата Ерваза.

Продолжение следует...

Читайте далее о тайнах арийской страны в Закавказье:
История арийского Еревана
Где находилась Благая страна ариев - в Армении или Азербайджане?
Был ли Заратуштра азербайджанцем?
Откуда пришли "вежливые" аланы?