Священные цари Армении и боги Урарту. Какая между ними связь?

31 May 2020
2,5k full reads
3,5 min.
3,9k story viewsUnique page visitors
2,5k read the story to the endThat's 65% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Имена царей правивших на территории Армянского нагорья до н.э., это почти единственная информация дошедшая до нашего времени. Много это или мало? Тем более, если и имя всего одно - Ерванд. Биографию царей Ервандидов мы разбирали ранее. Теперь попробуем выяснить, какое значение имя (слово) Ерванд (греч. Оронт) имело в древности.

Армянский исследователь Ф.И.Тер-Мартиросов выдвинул гипотезу, что имя Ерванд может происходить от индоарийского бога Варуны. В языке ариев из Митанни имя Варуны известно в форме URUWANA, что близко иранскому имени Аруанд/Ерванд.

Амаякян С.Г. пошел дальше и сопоставил Арувана/Аруанд с именем урартской богини Арубани (Арувани) - супруги верховного урартского бога Халди.
Надо отметить, что богиня Арубаини по своей загадочности уступала только самому богу Халди. Оба они происходили из главного урартского религиозного центра - Мусасира. Который находился вне центральной территории Урарту располагавшейся возле озера Ван (на востоке нынешней Турции). Ныне считается, что Мусасир находился в горах на северо-западе Ирана возле города Ревандуз.

Изображение разграбления храма в  Мусасире ассирийскими войсками на барельефе из дворца Саргона II (722 —  705 до н. э.) в Дур-Шаррукине
Изображение разграбления храма в Мусасире ассирийскими войсками на барельефе из дворца Саргона II (722 — 705 до н. э.) в Дур-Шаррукине
Изображение разграбления храма в Мусасире ассирийскими войсками на барельефе из дворца Саргона II (722 — 705 до н. э.) в Дур-Шаррукине

Интересно, что название города Ревандуз несет все ту же иранизированную форму имени Ерванд (Рауванд/Реван), ибо Ревандуз - это крепость (иран. дуз) Реван, Реванская. Сразу можно вспомнить, что из имени Ерванд ранее выводили название города Еревана - столицы нынешней Армении. Как я писал прежде, слово Ереван (Реван) находится в явной взаимосвязи с топонимами на территории древнего Ервандакана в нынешней Армении - Айраван, Айриван, Ервандашат, Ервандаван. Также весьма интересно присутствие курдского племени Реванд/ревенди в районе нынешнего Ревандуза в Ираке и средневекового Еревана по информации автора 16 века Шамсаддина Бидлиси.

В пехлевийском трактате "Города Ирана"(Шахрестаниха-и Эран-шахр) в регионе Азербайджана (Адурбадагана) упоминалась крепость Арвандасп (перс.Арванд - быстрый, аспа - конь), созвучная имени Ерванда/Арванда - крепость Арвандаспа/Ауравантаспа - предводителя туров/хйаона (поздняя интерпретация гуннов) из Авесты. Несомненно, семантически и этимологически близкая крепости Ревандуз арабских авторов.

"Города Ирана"
Куст (округ) Адурбадаган
А крепость Арвандасп была построена Туром, сыном карапана Брадреша при помощи колдовства в качестве убежища для собственной жизни.

В тексте "Городов Ирана" крепость Арвандасп наделяется специальным ритуальным смыслом. Ведь карапан Тур-и Брадреш - это знаменитый убийца пророка Заратустры. Карапаны - языческие иранские жрецы. Стало быть, Арвандасп - место с серьезной мифологической нагрузкой, которое вполне может соответствовать древнему языческому Мусасиру.

Реконструкция храма в Мусасире.
Реконструкция храма в Мусасире.
Реконструкция храма в Мусасире.

Можно предположить, что в названии топонима Ревандуз сохранился какой-то отзвук существования в здешних краях знаменитого храма урартов. Это территория древнейшего расселения иранских племен. Первые иранские топонимы и имена собственные в начале I тыс. до н.э. появились именно на северо-западе нынешнего Ирана. Имя верховного бога иранцев Мазды (Ахура Мазды) впервые фиксируется тоже здесь, вернее, даже непосредственно в самом урартском Мусасире.

Собственно, имя Мазда по ассирийским надписям носила именно богиня Арубани, с которой Амаякян С.Г. сопоставил имена арийского бога Варуны (Урувана) и священного царя Армении Ерванда. Читалось оно как Багмашту, где Баг -иранск. бог, а Машту - имя Мазда (авест. Mazdā-, праиранский * mazdáH - мудрость, мысль) - "Бог Мазда", где изначальное Мазда, как и в русском языке "мудрость" имело женский род. Ведь Багмашту (Бог Мазда) был/была женой бога Халди. Что весьма характерно для ранних иранцев, ведь по свидетельству Диогена Лаэртского персы не разделяли богов по половым признакам. Поэтому и иранский бог Митра у Геродота - это богиня Афродита (Урания). Соответственно, нет ничего удивительного в том, что иранский бог Мазда впервые был зафиксирован именно в женском облике. К слову, ведь и славянский Перун был изначально женским божеством.

Можно упомянуть, что имена Ерванда и его брата близнеца Ерваза сопоставлялись А.Петросяном и с ранним прототипом Перуна - хеттским богом Пирвой через и.-е. форму *perwnt- (скала). Ведь Мовсес Хоренаци представил царя Армении и его брата жреца как божественных близнецов, которые всегда мыслились всадниками. Например, арийские близнецы Ашвины (санскр. अश्विन; Açvin (от açya — лошадь) «конник», «обладатель коней»). Хеттское божество Пирва изображалось в виде всадника, впоследствии его образ слился с хурритской конной богиней войны Шавушкой.

В связи с этим уместно предположить, что мать царя Ерванда согрешила не с быком, как на это намекал Мовсес Хоренаци "от противоестественного соития, как Пасифая — Минотавра", а скорее - с конем. Тем более, как известно у арийских племен главный ритуал Ашвамедха («жертвоприношение коня») подразумевал связь царицы с жертвенным конем. Иранский вариант имени Ерванда - Арванд (авест. аурвант «быстрый, быстрый конь, скакун») только подтверждает эту версию.

Ниже, одно из самых ранних изображений Матери богов и божественных близнецов. Позднехеттский город Ацативадда (Каратепе, Восточная Турция), 8 век до н.э. Этот иконографический сюжет просуществовал еще тысячу лет без изменений. Например, в образе так называемых "Фракийских и дакийских всадников"

Читайте далее:
О священных царях Армении
История арийского Еревана
Перун - великая богиня древнего мира