«Мертвые страницы»: что останется после нас

03.05.2018

Текст: Дарья Баева

Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

В социальной сети «ВКонтакте» насчитывается свыше 165 миллионов сообществ различной тематики. Пользователи объединяются вокруг общих интересов, хобби, целей и проблем. Особняком среди этого массива стоят группы, связанные со смертью. Одно такое сообщество «Мертвые страницы» стало своего рода виртуальным кладбищем на просторах рунета. Корреспондент «МБХ медиа» решил присоединиться к группе, чтобы узнать, как в нее попадают живые и мертвые пользователи, что происходит с аккаунтами после смерти, и как в России возникает новая ритуальная культура.

Возникновение виртуальных кладбищ

Первое сообщество «Мертвые страницы» начало работать в 2009 году, спустя три года после запуска самой соцсети. В описании паблика говорится, что основная цель группы — помочь людям в очередной раз понять и осознать ценность собственной жизни на примере чужих судеб и ошибок. В настоящее время количество подписчиков в группе превышает 164 тысячи. В июле 2015 года один из бывших участников сообщества Александр Ключников создал копию группы с таким же названием, которая сейчас является лидером по количеству подписчиков — почти 280 тысяч.

Стать участником группы не так просто. По словам администратора второго паблика «Мертвые страницы» Александра Сорокина, на этапе подтверждения членства отсеивается почти треть поданных заявок. Модераторы вручную просматривают каждый профиль потенциальных подписчиков и пытаются определить возраст и степень адекватности заявителя. Возрастной ценз группы варьируется в зависимости от гендерной принадлежности: женщин принимают с 16−17 лет, мужчин с 18 лет. Обусловлен такой «перекос», по словам Сорокина, тем, что девушки в этом возрасте гораздо серьезнее и ответственнее, чем их ровесники мужского пола.

Само сообщество условно состоит из двух частей. Первая и основная — это фотоальбомы, разделенные на так называемые «участки» по аналогии с настоящим кладбищем (разница лишь в том, что «участки» формируются в зависимости от даты смерти — по месяцам).

Скриншот группы «Мертвые страницы»
Скриншот группы «Мертвые страницы»

Вторая часть — стена с различным тематическим контентом. Сейчас в «Мертвых страницах», созданных Ключниковым в 2015 году, около 20 участков, а общее количество фотографий приближается к 26 тысячам. Каждый альбом состоит из фотографий, под которыми написаны годы жизни, причины и обстоятельства смерти и есть ссылка на профиль умершего или группу его памяти. Все альбомы открыты для комментирования, участники сообщества могут ставить лайки и делиться своим мнением под изображениями — на языке группы это называется «поминками».

Внутри сообщества сложилась собственная цифровая ритуальная культура, которая нашла свое отражение и в его языке. Фотографии в альбоме называют «могилками», альбомы — «участками», комментаторов — «скорбящими». В группе есть собственный свод правил, строго регламентирующих поведение участников. За порядком и тишиной на виртуальном кладбище наблюдают администраторы, которые совершают своеобразный обход «могил», фильтруя комментарии и изображения.

Из мира живых в цифровой мир мертвых

Само кладбище пополняется, в основном, за счет усилий администраторов группы. Часть из них ежедневно мониторит новостную ленту или ищет умерших людей через поисковой движок соцсети. В ход идут слова и хэштеги «Помним. Любим. Скорбим». Часть фотографий присылают подписчики.

Иногда на участках можно встретить изображения людей без ссылки на профиль: часто такие публикации создаются участниками группы для своих родных и близких, у которых не было страницы во «ВКонтакте». Многие не видят в этом ничего необычного. Один из участников группы Игорь, опубликовавший фотографию своего отца, умершего от болезни Паркинсона, рассказал нам, что сделал это «по причине того, что он просто умер». Для других родственников — это способ поделиться своей болью и своей историей, получить утешение и слова поддержки от незнакомых людей.

Скриншот группы «Мертвые страницы»
Скриншот группы «Мертвые страницы»

Однако не все родственники реагируют таким образом: часто, разгневанные публикациями, они пишут администраторам сообщения с просьбой удалить изображения близких. Но, по словам Александра Сорокина, удаляются фотографии очень редко, только после проведения внутреннего голосования. С юридической точки зрения все чисто, согласно пункту 7.1.3 пользовательского соглашения сайта «ВКонтакте», каждый может копировать чей угодно контент в некоммерческих целях. По сути пользователь, разместивший какое-либо изображение на своей незащищенной настройками приватности странице, «предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование«.

Посетители кладбищ

Как рассказал администратор группы Александр Сорокин, часто в «Мертвые страницы» попадают люди, столкнувшиеся со смертью в своей жизни. С некоторыми из них модераторы связываются в темах и пытаются оказать им посильную психологическую помощь. В первой группе «Мертвых страниц» для таких целей существует даже свое дочернее сообщество, где работают психологи.

В основном, большая часть подписчиков — просто любопытные люди, которых привлекает сама тема смерти. «Я смотрю страницы умерших с глубокой тоской. Читаю их записи, смотрю их группы, комментарии. И предаюсь грезам о том, какие они были здесь, как думали, чем занимались и прочее», — рассказал один из участников группы Евгений.

Особой популярностью среди подписчиков группы пользуются фотографии людей, покончивших с собой. Именно таких «могил» больше всего, и именно они набирают большее количество комментариев и лайков.

Скриншот группы «Мертвые страницы»
Скриншот группы «Мертвые страницы»

Одна из подписчиц Мария рассказала, что ей очень нравится переходить на такие страницы, рассматривать фотографии людей, их подписки, посты, чтобы понять, чем человек жил и интересовался, какие у него были планы и мечты до самоубийства.

«Казалось бы все так здорово идет, у людей есть цели. А оказывается, что в душе столько непонимания, боли, у кого-то родители, у кого-то парень или девушка, друзья, — поделилась Мария, — меня привлекает именно то ранее состояние, до того, как с человеком случилась беда, та ситуация, из-за чего произошла ошибка, что сподвигло человека к действиям, если это суицид, изучение его жизни».

У многих людей страсть к теме смерти уходит корнями в детство или подростковый возраст, однако остается с ними на протяжении всей дальнейшей жизни. Для них виртуальное кладбище — хорошая площадка для того, чтобы удовлетворить свой интерес, не выходя из дома.

«Так сложилась у меня жизнь, моя мама начала водить меня по кладбищам примерно с двух лет. Мне всегда было интересно, от чего и во сколько лет умирают люди. В группе «Мертвые страницы» я удовлетворяю свой интерес, ведь смерть — самое важное, что только может быть«, — сказал участник группы Игорь.

Тролли, кроты и прочая нечисть

Часть посетителей виртуального кладбища составляют «тролли» и «кроты», как их называет администратор «Мертвых страниц» Александр Сорокин. Тролли обитают не только внутри сообщества, но и переходят на страницы умерших, где оставляют провокационные комментарии относительно образа жизни или самого покойного. Кроты, в свою очередь, это люди, сообщающие родственникам умерших о том, что в группе опубликованы фотографии их близкого человека.

На борьбу с ними брошены все ресурсы: модераторы сообщества часто сотрудничают с представителями техподдержки соцсети, чтобы сразу же блокировать такие аккаунты и, заодно, закрывать стены или фотографии умерших от посторонних комментариев. Негативные выпады в адрес покойных вызывают праведное возмущение у многих участников группы, которые помогают в поисках таких аккаунтов модераторам на добровольных началах.

Татьяна Ефимова, бывший администратор страницы, рассказала, что именно троллинг на стенах умерших вынудил ее присоединиться к администрированию группы:

«Изначально я просто участником была. Довольно долго в паблике активно комментировала. Видимо, это привлекло внимание админа, и она позвала меня помогать, чистить комментарии. Согласилась, так как очень бесили тролли и неадекваты, которые глумились над умершими. Полгода я их чистила. Но я жутко устала от смертей, от негатива«, — поделилась своей историей Татьяна.

Форма посмертного существования

По мнению главного редактора журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова, виртуальные кладбища —  явление, широко распространенное по всему миру и связанное, в первую очередь, с экзистенциальной тягой некоторых людей к феномену смерти.

Серегей Мохов. Фото: личная страница Facebook
Серегей Мохов. Фото: личная страница Facebook

«Такая история развита не только в рунете. И у нее есть название в английском языке — Dark Tourism. И она связана не только с виртуальными кладбищами, как Dead Pages, например. Она связана с посещением мест массовой гибели людей. Когда вы едете на Бородино, это тоже не очень здоровая тема — посещать места массовых насильственных смертей«, — говорит Мохов.

С развитием современных технологий возможностей и платформ для проявления подобного девиантного поведения стало больше.

«Раньше у нас существовала мозаика внутри храмов с изображением танцующей смерти. Сейчас порнографические сюжеты для кого-то заменяются страницами мертвых людей«, — подчеркнул журналист.

Он считает, что у виртуальных кладбищ есть будущее, так как сегодня весь наш процесс коммуникации перешел в интернет. Многие люди воспринимают мертвые профили в социальных сетях как форму посмертного существования, своего рода бессмертия. Цифровые останки или digital remains постепенно замещают человечеству предметы материального мира, которые раньше оставались после смерти: напечатанные фотографии, одежду, записные книжки, разные памятные вещи. Сейчас мир движется к тому, что от нас будут оставаться не предметы, а следы в интернете, которые впоследствии и станут нашим личным мемориалом. И совсем не важно, окажется ли ваш профиль в тематическом паблике или просто мертвой страницей, зависшей в интернет-пространстве.

Все наши материалы можно читать по адресу:

https://mbk.sobchakprotivvseh.ru/

Подписывайтесь на наши соцсети:

https://zen.yandex.ru/media/mbkhmedia

https://www.facebook.com/MBKhMedia/

https://vk.com/mbkhmedia

https://twitter.com/MBKhMedia

https://www.youtube.com/c/МБХмедиа

https://t.me/mbkhmedia

https://www.instagram.com/mbk_media/