У амбициозного проекта российского ВПК — истребителя пятого поколения — возникли имиджевые проблемы

06.04.2018

Текст: Роман Попков

Самолет СУ-57 на XIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 в Жуковском. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Самолет СУ-57 на XIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 в Жуковском. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Один из самых амбициозных проектов современного российского ВПК, истребитель пятого поколения Су-57 (он же Т-50), еще далек от завершения, но уже столкнулся с серьезным организационным и имиджевым кризисом. Новейшую российскую машину подвергла жесткой критике Индия — не только один из основных потенциальных покупателей, но также партнер и спонсор в разработке экспортного варианта самолета. Индийские военные считают, что Россия не смогла создать самолет, обладающий явными преимуществами по сравнению с американскими аналогами F-22 и F-35. Если индийцы выйдут из проекта, под угрозой окажутся инвестиции объемом от 4 до 10 миллиардов долларов.

Отставание от американцев в создании истребителя пятого поколения — давняя головная боль российского военно-промышленного комплекса. В США серийное производство первого самолета пятого поколения F-22 было начато еще в 2001 году. За время производства F-22 (до 2011 года) американские ВВС получили 187 этих машин. В Сирии F-22 прошел испытания в боевых условиях — эти самолеты десятки раз вылетали на задания: вели разведку, сопровождали бомбардировщики, наводили их на цели. Под воздушным прикрытием F-22 американцы в феврале 2018 года уничтожили в сирийской провинции Дейр-эз-Зор группировку российских наемников из ЧВК «Вагнера».

В настоящее время налаживается производство и идет обкатка многоцелевых истребителей пятого поколения F-35.

Все это время в России бились над созданием своего истребителя пятого поколения, который все еще не принят на вооружение и не запущен в серийное производство. В 2018 году сообщалось, что первые экземпляры этого самолета Су-57 (заводской индекс Т-50) был отправлен в Сирию, на российскую авиабазу Хмеймим — для тестирования в боевых условиях.

СУ-57. Фото: Wikimedia Commons

Однако коммерческая привлекательность Су-57 уже находится под угрозой. Экспортный вариант дорогостоящего истребителя Россия планировала создавать совместно с Индией. Но индийцы заявляют теперь, что чудо российской военной техники не устраивает их по ряду показателей.

Сомнение в том, что официальный Дели продолжит совместный проект, руководство индийской корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited) начало выражать еще в декабре 2017 года. Сообщалось, что индийские ВВС хотят выйти из совместной истребительной программы из-за конкретных претензий к уровню технологических решений.

В частности, сообщалось, что российские специалисты не предложили индийцам модульной концепции двигателя, что делает техническое обслуживание самолетов слишком сложным и дорогим. Модульная концепция двигателя — одно из требований к истребителям пятого поколения. «Для пятого поколения требуется резкое, чуть ли не на порядок снижение объемов необходимого обслуживания, в том числе двигателей. Двигатель должен быть более ремонтопригоден, он должен быть модульным. В авиации есть понятие соотношения человеко-часов обслуживания машины применительно к количеству часов полета: например, 30 человеко-часов обслуживания на один час полета. В машинах пятого поколения количество необходимых для обслуживания человеко-часов должно снижаться», — отмечает в беседе с «МБХ медиа» авиационный эксперт Вадим Лукашевич.

Также индийцев беспокоит, что обслуживание двигателей не будет возможно без российских специалистов.

Но главная проблема в том, что Индия не удовлетворена уровнем малозаметности российского истребителя — то есть ключевой для самолета пятого поколения характеристикой.

В марте 2018 года индийская газета Hindustan Times написала, что Дели вообще не видит в новейшем российском самолете каких-либо новшеств по сравнению с американскими F-22 и F-35. По словам представителей индийских ВВС, единственным плюсом Cу-57 является его высокая маневренность.

F-35. Фото: Wikimedia Commons

«Этот самолет позиционируется как малозаметный, но, по мнению индийцев, таковым не является. Безусловно, Россия создавала данную машину для своих вооруженных сил, для замены самолетам Cу-57 и МиГ-29. Но любая машина должна иметь коммерческие перспективы — все же мы торгуем оружием, упорно держим как экспортер вооружения второе место в мире. И тут была хорошая задумка сразу создать вместе с индийцами экспортный вариант. Но, как видим, возникли сложности», — говорит Вадим Лукашевич.

По его словам, отказ Индии участвовать в проекте вдвойне болезненный еще и потому, что эта страна — главный покупатель российской военной техники. Когда-то много самолетов у нас покупал Китай, но в последнее время китайцы стремятся, заимствуя за рубежом различные технологии, создавать собственные модели, в том числе и пятого поколения — так что китайский рынок для России потерян. Отдельные партии российских самолетов покупает Малайзия и другие страны, но с индийским рынком по объему и платежеспособности никто не мог сравниться.

«Мы могли бы переложить часть затрат на совершенствование нового самолета на индийцев. А теперь основной иностранный заказчик публично отказался от покупок, и не просто отказался, а объясняет почему. Это прямой удар по имиджу, по экспортному потенциалу машины. Ладно бы мы проиграли по финансовым причинам или по политическим: например, из-за поставленного индийцами условия не продавать самолеты никому больше, чтобы они не попали в руки Пакистана, врага Индии. Нет, индийцы давят на технические проблемы. И если бортовое радиоэлектронное оборудование потом можно заменить, двигатели можно доработать, то с показателями заметности самолета трудно что-то сделать. И вот индийские партнеры соскочили с этой темы», — объясняет Лукашевич.

Многоцелевой истребитель Су-30 на Международной аэрокосмической выставке Aero India 2017. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

По мнению Лукашевича, оговорка индийцев о том, что у российского истребителя все хорошо с маневренностью, на самом деле является слабым утешением.

«Малозаметность — главное требование для истребителей пятого поколения. Малозаметность — это выживаемость самолета. Чем позже его заметили, тем меньше шансов что-то против него сделать. Еще одно важное требование — сверхзвуковая крейсерская скорость. У самолетов четвертого поколения возможность выхода на сверхзвук есть на какое-то непродолжительное время — на форсаже, сжигая топливо и сильно уменьшая дальность полета. А у пятого поколения сверхзвук — это уже крейсерский режим полета. То есть это совсем другие двигатели.

Все бортовое радиоэлектронное оборудование должно быть объединено в единый комплекс, который занимается вопросами обнаружения целей, их классификации, подбора оружия для поражения разного типа целей и стрельбы. Все системы взаимодействуют друг с другом, являясь, по сути, частью одного мозга. Бой ведется уже не на ближних дистанциях. Старые представления о бое на ближних дистанциях, о маневренном бое с использованием ракет дальностью 12 километров, с выходом на рубеж атаки, заходом в хвост и т. п. — постепенно уходят. Сейчас уже используются ракеты дальнего радиуса действия — 120, 250 километров. Бой будет вестись на больших скоростях и больших расстояниях, без визуального контакта. Кто раньше увидел противника у себя на приборах, захватил цель и пустил ракету — тот и победитель. Бой — это не только маневренность. Если самолеты поставить в одинаковые условия, на дистанцию в километр, и победит тот, кто зайдет противнику в хвост, как в Великую Отечественную войну — тогда да, наши хороши. Но есть совокупность факторов, из-за которой мы это превосходство в маневренности не реализуем", — объясняет собеседник «МБХ медиа».

Первое поколение реактивных истребителей было создано еще во время Второй мировой войны: немецкие реактивные истребители Ме-262 наводили ужас на англо-американскую бомбардировочную авиацию с поршневыми двигателями в боях над Европой в 1944—1945 годах. Союзники по антигитлеровской коалиции спешно разрабатывали аналогичные машины, но опоздали: реактивными истребителями армии держав-победительниц в основном обзавелись уже после окончания ужаснейшей из войн. Британский Ди Хэвиленд DH-100, американский Локхид F-80, советские МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 уже предназначались для войны друг против друга — советские МиГи и американские Локхид F-80 сошлись в боях в небе над Кореей.

Для реактивных истребителей первого поколения характерны дозвуковая скорость полета, бортовые радары отсутствуют — их заменяет радиоприцел. В качестве основного оружия, как в эпоху поршневой авиации, использовались авиационные пушки, а не ракеты, как в последующих поколениях.

Второе поколение создавалось в 50-е — 60-е годы (F-104, МиГ-19, МиГ-21). Эти машины уже могли достигать сверхзвуковых скоростей, и имели в качестве основного оружия ракеты.

Третье поколение, господствовавшее в небе до конца 70-х, имело еще более совершенные и мощные турбореактивные двигатели, еще более мощные ракеты и радары. К этому поколению относятся американские Фантом-2 и Тайгер-2, советские МиГ-23 и МиГ-27.

Четвертое поколение — наиболее многочисленное на данный момент в мире, костяк воздушных армий всех развитых стран. От предыдущих поколений его отличают улучшенная авионика, наличие электродистанционной системы управления. Наиболее типичные представители — отечественные МиГ-29 и Су-27, американские F-15 и F-16.

Пятое поколение — самое революционное после первого. Основными отличительными признаками являются применение стелс-технологий, более совершенная электроника и возможность лететь на сверхзвуковой скорости в крейсерском режиме.