"Лось" на службе МЧС

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206
ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

Какой только критики не слышали российские дороги! И асфальт у нас плохой, и разметка не везде есть... А ведь немало в России мест, где дорог, в привычном нашем понимании, нет вообще. Там царствуют "направления". Как говорится, русский человек называет дорогой то место, где хочет проехать. 

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206
ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

Но на чем преодолевать большие расстояния в тех местах, где нет даже направлений? Выход только один: пересаживаться на вездеходы.

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206
ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

История нашего сегодняшнего гостя началась в далеком 1974 году, когда шведским военным понадобился двухзвенный сочлененный вездеход. Швеция известна своим суровым климатом, поэтому и требования военных к новой технике были такими же строгими. И хотя условия эксплуатации предполагались не из лучших, но надёжность должна была быть на высоте: техника-то военная!

После шести лет работы на свет появился BV-206 – лёгкий и манёвренный «проходимец», не требующий слишком долгой подготовки водителей и исключительно простой в обслуживании. Уже через несколько лет эти вездеходы стали популярными в Норвегии, Великобритании, США, Франции, Сингапуре, Финляндии, Канаде, Испании, Израиле и Малайзии. Появление BV-206 в последних объясняется тем, что вездеход неплохо показал себя не только в странах, привычных к холоду и снегу, но в жарких и знойных краях.

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206
ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

Покупали его не только военные, он оказался интересен всем, у кого была необходимость месить грязь и покорять бездорожье. Конечно, на четырёх гусеницах мимо России проехать невозможно. У нас непонятный русскому человеку Hagglunds BV-206 переименовался и стал "Лосем". Сегодня сборкой, обслуживанием и реализацией вездехода занимается альянс компаний "Восток-Запад". Цикл производства пока не полный, и деталей нашего производства пока около половины, но есть вероятность, что со временем "Лось" почти полностью поселится в России. К вопросу об участии альянса в подготовке и обслуживании вездехода мы ещё вернёмся, а пока изучим его необычную, но чрезвычайно интересную конструкцию.

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206
ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

Задняя часть вездехода, которую, наверняка, уже многие окрестили прицепом, им не является. По крайней мере в полном смысле этого слова. "Лось" - двухзвенный болотоход сочленённой конструкции. Это значит, что он состоит из двух нераздельных частей. Первая - шестиместная кабина с силовым агрегатом, а вторая - в полном смысле универсальная платформа, на которой можно смонтировать любую надстройку: вторую кабину, грузовую платформу, цистерну, буровую установку, экскаватор и многое другое. Разложим же вездеход по косточкам.

ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206
ВЕЗДЕХОД "ЛОСЬ" HAGGLUNDS BV-206

Модульная платформа в грузовом варианте.

Предлагаются два двигателя на выбор заказчика: бензиновый V-образный 6-цилиндровый двигатель Ford (136 л.с.) или рядные 5- или 6-цилиндровые дизели Mercedes (113, 143 и 177 л.с.). У каждого из этих моторов есть свои преимущества и недостатки. Крутящий момент бензинового агрегата Ford 2658E объёмом 2,8 литра не так велик, как у дизеля. Но с этим мотором вездеход получается более скоростным.

Дизельный двигатель Mercedes.
Дизельный двигатель Mercedes.

Дизельный двигатель Mercedes.

Дизель берут в основном в тех случаях, когда есть необходимость колесить по горам да оврагам, поросшим лесом. В остальных случаях бензиновый двигатель Ford владельцы и покупатели считают более практичным. Он незаменим при эксплуатации в районах, где таких оврагов мало, но есть большие территории, покрытые песком, снегом и чем угодно, но только не асфальтом. В этом случае не так важен крутящий момент, как возможность ехать со средней скоростью 50 км/ч там, где нет дорог. Также бензиновый двигатель ценят за, собственно, возможность использовать бензин вместо дизельного топлива. Во-первых, в нашей стране ещё встречаются отдалённые районы, где солярка является жутким дефицитом, зато бензин не жалко жечь сотнями литров. А во-вторых, не всякое дизтопливо способно сохранять свои свойства при, например, -45 градусах мороза. Как сказал один из владельцев, хорошо знакомых с "Лосем", фордовский мотор заводится в любой мороз, главное - капнуть бензина в карбюратор. Говорят, изначально было трудно поверить в то, что карбюраторный агрегат на вездеходе может быть иногда удобнее дизеля.

по снегу
по снегу

Но оказалось именно так, хоть и не без оговорок. Помимо небольшого крутящего момента есть ещё один недостаток, присущий именно карбюраторным системам. Максимальный уклон, который может преодолеть вездеход, составляет 55 градусов. Бензин при таком уклоне может быть везде, но только не в поплавковой камере. Угол крена - 40 градусов, картина получается та же. Вообще-то, проблема решается некоторыми приёмами, используемыми при вождении, но не все их знают, и некоторые всё-таки глушили карбюраторного "Лося" во время поездок. А вот профессиональные водители такого не допускают, что говорит о том, что бороться с этим можно, главное - наличие хотя бы минимального опыта.

Коробка тоже не оригинальна, это "автомат" семейства W4A разных модификаций. "Раздатка" имеет основную повышающую передачу и понижающую для тяжёлых условий.

В кабине
В кабине

Несмотря на то, что болотоход выглядят брутально, как Рэмбо с размалёванным лицом, его кузов сделан не из металла, а из армированного стеклопластика. При изготовлении кабины применяется технология "сэндвич" - она по своей сути многослойная, причём между двух стеклопластиковых панелей устанавливается пенопласт, обеспечивающий возможность плавать и придающий дополнительную прочность конструкции. Кабина получилась лёгкой и очень прочной, одна только её крыша способна выдержать нагрузку в 600 килограммов.

Преимущество гусениц
Преимущество гусениц

В качестве движителя снегоболотохода, как вы уже поняли, применяются гусеницы. Их удельное давление чрезвычайно мало - всего 0,12 кг/см2 (для сравнения, у человека этот показатель в среднем равен 0,35). Такое небольшое давление позволяет ехать по глубокому снегу и не проваливаться в него. А благодаря сочленённой конструкции под воздействием гусениц не происходит повреждения растительного покрова. Вездеход поворачивает не за счёт подтормаживания одной из сторон, как "классическая" гусеничная техника, а благодаря изгибу конструкции в сочленении, поэтому характерных "распаханных" следов от поворота гусеничной техники на грунте нет. Да и износ гусениц при поворотах минимален, так же, как и риск их потери.

Сочленение двух секций вездехода.

В России для "Лося" разработали уникальную систему "мультилифт". Это система, позволяющая менять модуль задней платформы одному водителю за считанные минуты. В конструкции используется гидравлический привод, который сам "затаскивает" на заднюю секцию необходимый вариант кузова. Никаких дополнительных технических средств для замены модуля не требуется: "мультилифт" всё сделает сам, остаётся только подключить электрические разъёмы и магистраль отопителя.

Система "мультилифт", установка модуля.
Система "мультилифт", установка модуля.

Система "мультилифт", установка модуля.

Несмотря на спартанскую внешность, интерьер и органы управления "Лося" не вызывают особых неудобств. Да, забираться не очень удобно, кабина расположена довольно высоко, но это все-таки вездеход. Но рабочее место неожиданно уютное, несмотря на отсутствие кожи, хрома, вставок под дерево и прочих вещей, абсолютно не нужных утилитарной машине. Благодаря сочленённой конструкции у разработчиков появилась возможность избавить водителя от рычагов и поставить обычный руль. Под рукой - селектор АКПП, в

ногах - две педали, всё совершенно так же, как в легковом автомобиле. Проводка, правда, торчит в районе рулевой колонки и переливается всеми цветами радуги, но, наверное, это не так страшно. Пассажирам основного модуля уже не так удобно: трясет, держаться неудобно. Но вездеходу все это простительно, глупо ждать от него комфорта легкового автомобиля.

На бездорожье "Лось" показывает себя во всей красе. Вездеход послушен рулю и демонстрирует превосходную маневренность на любом покрытии. Как ни странно, никаких трудностей на бездорожье он не испытывает.

К слову, "Лось" не только сухопутный товарищ. Он также вовсе не против плавания. Подготовка к купанию занимает минимум времени: надо лишь включить понижающую передачу и открыть люки, как того требует техника безопасности. "Лось" без труда спускается на воду, плывет по ней со скоростью 4 км/ч и все с той же легкостью забирается даже на крутой берег. Главное вовремя давить на газ. Прогадаешь момент - достаточно покрутить гусеницами, и вездеход, зацепившись за грунт, продолжит подъем. Он прощает многие ошибки.

Все же "Лось" не идеален. Во-первых, по личным ощущениям владельцев, бензиновый мотор с отсутствием блокировки - это не лучшее сочетание для вездехода. За дизель и блокировку нужно доплачивать, причем немалые суммы. Хотя, с другой стороны, даже версия с бензиновым двигателем и без блокировки отлично показывает себя на бездорожье. Как говорят владельцы: "Тонкости есть, но проехать можно".

Покупателям хотелось бы увидеть чуть более аккуратную сборку. Болтающиеся провода под панелью приборов и в моторном отсеке - это не комильфо, даже для вездехода. Оно, конечно, всё работает, но с учётом немалых вибраций проводка могла бы быть сделана немного тщательнее.

Также клиенты компании робко намекают на то, что локализация могла бы быть полнее, что упростило бы поиск запчастей. Представители альянса "Восток-Запад" заверяют, что работа над этим ведётся. В планах нет замены ДВС и трансмиссии на отечественные агрегаты (нет у нас таких, сравнимых по надёжности, габаритам и техническим характеристикам), но всё остальное будет со временем производиться в России. Тут уже есть неплохие подвижки - чего только стоит отечественный кузов из армированного стеклопластика. Напомню: на сегодня процент отечественных узлов близок к 50%.

"Лосей" по сей день активно эксплуатируют нефтяники, геологи, путешественники, службы спасения и, разумеется, охотники с рыбаками. Пока существуют заснеженные просторы Арктики и Антарктики, горы Швеции, непролазные леса Сибири и вечномерзлая Тундра - будут существовать подобные вездеходы. Пока будут живы российские "направления" - у "Лосей" будет дом.