Слова-пароли

В работе с людьми мне-психологу помогают три пароля.

Первый называется "Кракозябра". Это слово-пароль, оно останавливает любой разговор на любую тему по желанию моего собеседника. Без расспросов.

В опыте многих детей и взрослых есть кто-то, кто безжалостно заставлял их, упорно настаивал на своём, "прогибал", – и оттуда есть страх перед психологом, что он тоже будет так себя вести, снова заставит прочувствовать доводящее до отчаяния бессилие.

"Кракозябра" - это договор о том, что власть во время сессии распределена по-другому. Стоп-слово не единственный способ исправить это. Некоторым пациентам удобнее договор со мной про жест.

Второй пароль называется Time is a friend, "Время – это друг". Истории, которые я рассказываю, давно закончились хэппи-эндом. По многим из "лобных" детей, не только про семьи Ани и Артёма, у меня есть катамнез – отчёт о том, что было спустя годы после лечения. Именно поэтому я так уверенно говорю родителям: Время – это ваш друг.

Выросшие дети-пациенты признавались мне, что часто говорят себе эти слова или временами пишут это в своём дневнике. Да, лобные дети ведут дневники, без проблем осваивают то, что их сверстники, влюбляются, зарабатывают деньги и мало чем не отличаются от сверстников после 16-ти, в юные годы. Поэтому мой совет родителям: вдумчиво распределяйте силы, вам предстоит прошагать долгую дистанцию.

Установка на то, что время – это друг, помогает понять философию лечения "лобных" нарушений у детей. И то, что занятия нужно проводить курсами, а между курсами делать перерывы. Иначе ребёнок теряет интерес, а нам важна система и повторяемость. И то, что бороться мы будем сначала за нормативную социализацию, а потом за оречевление -
удвоение мира детских переживаний и действий в мире слов внутренней речи. И то, что путешествия исподволь меняют нас, а "лобных" детей лечат.

Там, где у обычного ребёнка – сила произвольного внимания, у "лобного" – мощь непроизвольного. Именно поэтому ему так тяжело в классе, где нужно держать в фокусе задачу, учителя, свои действия. Он не сосредоточен.

Поездки вместе с родителем, которому ребёнок доверяет, в незнакомые места дают ребёнку новые впечатления, задействуют непроизвольное внимание и стимулируют его думать. Подхватить любопытство, дать ответы на вопросы и "вокруг" рассказать ещё что-то, кто-что-как-где-когда-сколько-почему-зачем-для чего и подумать над ответами на эти вопросы вместе – это и есть секрет оречевления психики. Именно оно сделает другим "лобного" ребёнка.

Третье слово-пароль звучит как вопрос "Ты хочешь, чтобы так было ВСЕГДА?" Я прошу пациента дать мне интуитивно быстрый ответ, "да" или "нет". Это способ принять решение в ситуации, когда трудно логически выбрать что-то или когда не знаешь, чего хочешь. Да так "да", без лишних вопросов.

Если не хочешь, чтобы так было всегда – давай подумаем вместе, что и как мы можем поменять прямо сейчас. На каждую привычку бывает отвычка.

Как вы уже поняли, философия лечения здесь - мы вместе, родители, ребёнок и психолог, одна команда против болезни. Вернее, против незрелости определённых участков коры головного мозга, не работающих пока в полную силу, из-за чего у ребёнка не получается хорошо обрабатывать информацию из окружающего мира.

Когда в команде раздор, первое, что нужно делать - налаживать отношения в семье. Между категорично настроенной мамой и не умеющим сказать, почему у него не получаются круглые буквы, Артёмом, между мягкой мамой Ани и её нетерпеливым, взрывным отцом, между скрытной Изабеллой и теми из родных, кто может её понять, между загнанным в угол Колей и его парализованными ужасом перед будущим родителями. Иначе болезнь получит фору.

Но мы ей её не дадим.

100 признательных эссе 30/100

Чтобы не пропустить обновление, ставь ЛАЙК!