Зачем психологам детские рисунки

5 February 2018
299 full reads
3,5 min.
424 story viewsUnique page visitors
299 read the story to the endThat's 71% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

"Вы с такими разговорами в рай только по блату попадёте!" - сказал мне один хороший человек. "Зачем посвящать дилетантов в профессиональные тонкости?"

А куда деваться?

Психодиагностику знают назубок не тысячи практикующих психологов, а единицы.

Я реалистка, а не идеалистка, поэтому в сложившейся ситуации вижу единственный выход: профанировать сакральное знание о том, что значат те или иные особенности детских рисунков и как по рисунку можно увидеть, "лобный" у вас ребёнок, или нет.

Зачем психологи смотрят детские рисунки? В психодиагностических целях, разумеется. А зачем собирают их в серию? Чтобы видеть изменения в ребёнке, динамику его улучшения, "в длиннике" времени.

В мединституте учат показывая (showing), врачу сто раз покажут: "Смотри, блондинка", и сто раз покажут: "А это брюнетка", и врач на всю жизнь знает, кто перед ним, блондинка или брюнетка.

Психологов в российском вузе учат совершенно иначе. Им рассказывают (telling), а не показывают явления. Преподаватель на лекции перескажет книги о структуре, длине и способах окрашивания волос, студент напишет курсовую работу и сделает обзор литературы, как определяли "блондинка" и "брюнетка" разные теоретические школы, - в итоге, когда вы спросите у психолога "Кто такая брюнетка?" он вам ответит, что в науке однозначного определения нет. А в жизни есть.

Психология - прикладная наука! Она существует для того, чтобы человеку было в радость жить, любить и работать!

Давайте я вам покажу (в серии постов здесь, на канале Яндекс Дзен), как рисуют дети с нарушениями обучаемости и "лобные" дети. На примерах из практики, у меня рисунков коллекции, порой - многолетние по одному пациенту.

Из опроса читателей я знаю, что тема "лобных" детей лидирует :) и откликаюсь на ваши пожелания.

Тем, кто хочет ознакомиться с темой нейропсихологии подробнее, на научно-популярном уровне, рекомендую книгу: Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Психологам лучше читать её же, издание: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.

Вдумчивого читателя адресую к книге Анны Владимировны Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза", любое из переизданий.

Только в иллюстрированном руководстве Венгера сам скажут конкретику о рисунках, на с. 24-25 про диагностические маркеры в теме "Нарушение обучаемости, органическое поражение мозга".

Вот эта книга: Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. М: Владос-Пресс, 2003. 160 с. с илл.

Как психолог видит "лобных" детей?

Он обращает внимание на 8 маркеров. К ним относятся:

Грубая асимметриия рисунка,
Сильное смещение его вправо или влево от центра листа,
Неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе,
Отклонение рисунка от вертикали,
Особо сильное искажение формы и пропорций,
Промахи, при которых линии не попадают в нужную точку,
Двигательные персеверации,
Распад целостного образа.

Давайте смотреть, как это выглядит, на практике. А пока я загружаю отсканированные изображения в следующий пост, можно полистать небольшие нарративы про детей:

Нарративы на канале Ольги Бермант-Поляковой

Когда бесит ребёнок на примере слабости телесно-кинестетического интеллекта

Что делать, чтобы ребёнок заснул за 10 минут подробная инструкция: 5 простых шагов и один секретный, про гипноз

Как дети рисуют родителей про методику KFD, кинетический рисунок семьи

Дети рисуют семью про современную психодиагностику - сондиану

Как понимать своего ребёнка про общие принципы интерпретации рисунка KFD, на эту же тему подробная статья про психологию интеллекта

Подпишись и поставь лайк, если хочешь видеть подобные статьи у себя в ленте!

Тем временем нас уже: