Как самому научить ребенка читать?

28.07.2017

Статья рассказывает о том, как родителям самостоятельно научить ребенка читать. Весь процесс, от знакомства с буквой и до чтения книжек, изложен просто и понятно. В тексте есть советы, практические приемы и игры, которые помогут их закрепить. Материал составлен на основе личного опыта многолетней логопедической работы с детьми.

Прежде всего, нужно задать себе вопрос: «Почему я хочу, чтобы мой ребенок научился читать?» Если для демонстрации его чудо-способностей или вашего педагогического таланта, то лучше эту идею оставить. Стоит браться за дело, если вы хотите научить малыша самостоятельно получать информацию. Другими словами, самому читать вывески, этикетки, небольшие подписи к картинкам. Книги — последний, самый серьезный этап. Мы держим эту цель в уме, но двигаться будем к ней постепенно.

Наверное, вам уже доводилось встречать родителей, которые стараются выучить со своим ребенком все буквы, причем начинают этот процесс практически с колыбели. Малыш только-только бегать уверенно научился, а уже бойко называет все буквы: «мэ», «бэ» и так далее. Взрослые умиляются, родители сверстников завидуют. Не стоит. Раннее заучивание всех букв не принесет малышу пользы. Процесс чтения такой багаж только затруднит, так как читать мы учимся, складывая звуки. Если ребенку это интересно, начните учить с ним основные гласные А, О, У и несколько простых согласных М, П, Б. Делать это лучше в возрасте около 3 лет. Не нужно учить сразу все буквы, ведь многие звуки ребенок просто не может еще правильно произнести.

Так как же правильно и своевременно научить ребенка читать? Вот несколько поэтапных советов:

Игра: Показываем букву — поем или тянем звук. Так, в игре, малыш быстро поймет, что звуки бывают разные и какие-то из них можно петь, а какие-то нельзя. Прочно соединяем в юном сознании образ буквы и ее «песенку», звук. Соединили — пришло время складывать слоги. Обращаем внимание, что звук — это «м-м-м», а не «мэ» и не «эм»!

Игра: Прикрепите выученные буквы к игрушкам. Лучше взять небольшие резиновые и прикрепить картонки с буквами скотчем. Теперь играем: зверек появляется, а малыш называет звук. А если к первому подбежит второй? Получится уже не просто Ааааа, а АМ. Ура, прочитали слог! Теперь два-три месяца закрепляйте успех. Складывайте слоги, пишите, лепите, рисуйте на снегу и песке. И читайте, читайте правильно. При чтении слога немного тянем первый звук и плавно присоединяем второй. Начинаем читать слоги, у которых гласный звук будет первым: АМ, ОП, УМ и только потом уже: МУ, МА, МО.

Игра: Нужно вырезать из картона кружочки и на них написать парные слоги: МА и МА, АМ и АМ. Сделать кружки со всеми выученными слогами. Играть в «Найди пару» на скорость, на внимание («я нашла слог МУ, а где другой?») или в «парочки», если ребенку уже есть 4 года (перевернуть все кружки буквами вниз и искать парные, переворачивая по очереди два).

Следующий этап — вводим новую букву. Лучше взять согласный звук, который ребенок произносит без дефекта. Например, Д или С. Составляем слог с новой буквой, читаем, присоединяем третью: ДО.... М. Вот у нас и ДОМ, и КОМ, и СОМ. Ура, читаем!

Игра: Подбери слово к картинке. Просто как лото, как «Найди пару», как парочки - любой вариант будет полезным. Слова должны быть короткие, букв минимум. Главное — отработать навык слитного чтения.

Если ребенку около 5 лет, уже можно выучить все буквы и пробовать составлять с ними слоги и крохотные слова. Ребенку это должно быть в радость, он должен радоваться своим успехам и просить взрослого с ним поиграть. Следующий этап - совместное с ребенком чтение книжек с очень короткими текстами. Буквально одно слово, два. Не торопимся и не гонимся за результатом. У маленького читателя в голове должна формироваться четкая связь между составленным из звуков словом и его значением, т.е. понимание прочитанного. Лучше для закрепления навыка использовать игры, а не букварь. Игра: Кто больше слов составит из разрезанных букв?

Отлично подходят книжки, в которых часть слов в предложениях заменяется рисунками.

Хвалите малыша за его успехи. Старайтесь замечать достижения, а не промахи. В этом случае учеба будет в радость и результат окажется прекрасным.