Мифы о заикании у детей

17.06.2017

Маленький трехлетний ребенок начинает рассказывать что-то в метро своей маме и окружающие обращают внимание на то, что он заикается, прикрывает ладошкой рот, прячет глаза, старается говорить тише. Он захлебывается, старается говорить быстрее, а все слова «заедает». Из сообщения почти ничего не понятно, мама переспрашивает его повышая тон речи его : «Что, что? Ничего не понятно!» - «Нне ммо –ггу!» Затем ребенок замолкает и перестает вообще что-либо говорить. На глаза наворачиваются слезы, кулачки сжимаются, он отворачивается…

Заикание –это результат нарушения плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение звуков и слогов сопровождается у детей мышечным напряжением –судорогой – речевого аппарата. В заикании у малыша могут проявляться судороги губ, языка, голосовых связок, дыхания.

У некоторых детей заикание что называется «висит на губах» и ребенок запинается на первых согласных звуках в словах, например: «Мммама, пппокажи мммне , что у тттебя ввв руках». При таком заикании малыш не может начать говорить слово, а вторая его часть получается легко, и малыш запинается в основном на начальных гласных. В легких случаях заикание встречается только в начале предложения,на первом слове, а дальше предложение проговаривется уже легко.

Существует заикание, которое затрагивает более сложные речевые органы, и даже дыхание. Тогда ребенок заикается на гласных звуках, в начале, в середине и в конце слова. Такое заикание звучит как бы из глубины организма ребенка, затрагивая дыхание и всю артикуляцию. Но у каждого ребенка «свое заикание», свои причины его появления, свои индивидуальные особенности его протекания.

Существующие мифы о заикании.

1. «Это пустяковая проблема. Можно не обращать внимания, и все улучшится само по себе». – Заикание со временем не исчезает, а только закрепляется. Дефект с момента закрепления усиливается, и на его устранение требуется больше времени и сил семьи и специалистов.

2. «Он так говорит , пока маленький, вот пойдет в школу, там будет говорить как все дети». – Во время поступления в детский сад или школу заикание усиливается, так как ребенку нужно адаптироваться к новым условиям, а для этого необходимы новые силы организма. Ребенку становится труднее говорить, и кроме того, он начинает тяжело переживать свой дефект, в школе усиливается тревога и невротичность заикающегося ребенка.

3. «Нужно научить ребенка контролировать свою речь». – При некоторых формах заикания такая тактика приемлема и приводит к улучшению речи, а при других приводит только к усилению дефекта. В любом случае нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.

4. «Ребенок просто придуривается, если его наказывать, он перестанет морочить нам голову». – Физическое наказание приводит к усилению дефекта, а также к его углублению. Существуют случаи возникновения заикания после физического наказания ребенка родителями.

5. « Если в семье заикается кто-то из родителей, то малыш непременно будет заикаться» - Нахождение рядом с заикающимся родителем во время появления заикания может привести к его закреплению, но после прохождения курса лечения заикание устраняется. Возможно также коррекция заикания как у ребенка, так и у родителей.

В народе бытует мнение, что причиной заикания является испуг. Часто родители, приходящие с ребенком или подростком на прием к специалисту, говорят: «Его собака испугала». Но в реальности это не совсем так.

Существует несколько видов заикания, каждый из которых имеет различные причины и формы проявления. Определить их может только специалист, поэтому родителям необходимо при появлении заикания у ребенка не тратить драгоценное время и как можно раньше обратиться к детскому психоневрологу, психиатру, психологу или психотерапевту. Не стоит тратить время на посещение различных народных целителей, так как результат этих с позволения сказать «горе-специалистов» в этой области не очевиден. Своевременная и правильная постановка диагноза и назначение лечения, - прогноз успешности избавления от этой сложной и комплексной проблемы. Дело в том, что для разных форм заикания существуют свои методы лечения, часто взаимно исключающие друг друга. При одних формах родителям требуется направить все внимание на речь ребенка и контролировать каждый его звук, обучая ребенка таким образом выстраивать внутренний контроль за своей речью. А при других формах такая тактика приведет только к усилению дефекта. И поэтому важно своевременно и правильно продиагностировать малыша.