Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт

3,7k full reads
4,8k story viewsUnique page visitors
3,7k read the story to the endThat's 77% of the total page views
2 minutes — average reading time
Дамба в 1984 году.
Дамба в 1984 году.
Дамба в 1984 году.

Как известно, Петр основал город Санкт-Петербург в низменной дельте Невы. Это выгодное стратегическое положение, с непростыми природными условиями. Но большой проблемой стали периодические наводнения, которые не давали жителям покоя.

Вот как живописец Фёдор Яковлевич Алексеев изобразил наводнение 7 ноября в 1824 году.

7 ноября 1824 года на площади у Большого театра.
7 ноября 1824 года на площади у Большого театра.
7 ноября 1824 года на площади у Большого театра.

Наводнения в Петербурге возникают по трем причинам:

1. Длинная волна - во время циклона вода скапливается в его эпицентре, но потом опускается создавая волну до 2,5 метров.

2. Сейши - стоячие волны, возникают в результате резонансных явлений при интерференции волн, отраженных от границ водоема. Возможен подъем воды до 1 метра.

3. Довольно часто ветер нагоняет воду с моря. Подъем воды до 1,5 метров.

Если сложить эти факторы то, теоретически повышение уровня воды возможно до 5 метров. В 1824 году вода вышла из берегов на 421 см, это максимальный зафиксированный уровень.

Подъем воды на 219 см в 1977 году.
Подъем воды на 219 см в 1977 году.
Подъем воды на 219 см в 1977 году.

В советское время после наводнения 23 сентября 1924 года было принято решение построить КЗС по проекту, в основе которого были идеи Пьера Доменико Базена. Но поскольку катастрофические наводнения происходили не так часто, строительство такого грандиозного объекта, по решению Сталина, было отложено.

Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения
Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения
Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения

Основательно за разработку проекта взялись в конце 60-х годов, когда была создана гидравлическая модель Невской губы и КЗС. В 1974 году начались предварительные работы по возведению сооружения, а 1 октября 1980 года был заложен первый камень КЗС.

Закладка первого камня.
Закладка первого камня.
Закладка первого камня.
Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год
Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год
Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год

Несколько фотографий строительства временного моста на С2:

Общий вид
Общий вид
Общий вид
Фермы боковых пролетов транспортировали прямо на плавкране
Фермы боковых пролетов транспортировали прямо на плавкране
Фермы боковых пролетов транспортировали прямо на плавкране
Транспарант посвящен сорокалетию Победы. То есть это либо 84-й год, либо весна 85-го
Транспарант посвящен сорокалетию Победы. То есть это либо 84-й год, либо весна 85-го
Транспарант посвящен сорокалетию Победы. То есть это либо 84-й год, либо весна 85-го
Отсыпка подходов к мосту.
Отсыпка подходов к мосту.
Отсыпка подходов к мосту.

Стройка длилась долго, затем прекращалась на 14 лет (с 1987 по 2001 год). Событие, что на снимках, произошло в мае 1984 года.

БелАЗ-540 - они активно использовались при постройке КЗС.
БелАЗ-540 - они активно использовались при постройке КЗС.
БелАЗ-540 - они активно использовались при постройке КЗС.
Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт
В-6- наш трудовой подарок Родине!
В-6- наш трудовой подарок Родине!
В-6- наш трудовой подарок Родине!

Далее еще пару интересных фотографий. Созданный в 1979 году ЛенГЭСС специально для строительства КЗС и выполнявший на протяжении более 20 лет функции ген. подрядчика, сейчас банкрот.

Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт

В кузове В.И. Матвиенко, тогда первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ, в 2003 году избрана на пост губернатора Санкт-Петербурга.

Разборка низовой перемычки выполненная методом направленного взрыва.
Разборка низовой перемычки выполненная методом направленного взрыва.
Разборка низовой перемычки выполненная методом направленного взрыва.
Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт
Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт

Нажать на детонатор довелось В.И. Матвиенко.

Взрывы попали в киножурнал "НОВОСТИ ДНЯ / ХРОНИКА НАШИХ ДНЕЙ 1984 № 25 ЗАЩИТА ОТ СТИХИИ."

Строительство КЗС было возобновлено в 2001 году. На тот момент сооружение было готово на 60%. В 2009 году КЗС начала функционировать, работы по строительству затвор С1 былы закончены.

Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт

Наводнения в Санкт-Петербурге стали историей.