«Дети не должны только учиться, учиться и учиться». Правила воспитания педагога Шалвы Амонашвили

3 December 2020
45k full reads
58k story viewsUnique page visitors
45k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time

У создателя гуманной педагогики, доктора наук и академика Шалвы Амонашвили есть взрослые сын и дочь, внуки и даже правнуки. Но когда его спрашиваешь о детях, он говорит не только о своих, а о всех детях вообще. Поэтому сегодняшние "Правила воспитания" будут не про родительство, а про образование. Шалва Александрович рассказал, почему любовь к детям, участие и творческий подход для учителя порой важнее знаний по предмету.

Фото: Константин Трубников
Фото: Константин Трубников
Фото: Константин Трубников

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

1. Обучение и образование – это разные вещи. Цель образования – просвещать. Но делать это только с помощью знаний недостаточно. Человеку необходимо иметь своё отношение к этим знаниям. Чтобы оно возникло, рядом должен быть добрый, чуткий, отзывчивый и внимательный человек. Истинный образовательный процесс – когда учитель или воспитатель может посмотреть ребёнку в глаза и по-дружески поговорить.

2. С наступлением пандемии с образованием произошла беда, ведь мы не были к этому готовы. Мы не можем сказать, что получили прекрасный опыт. Проблема в том, что в будущем, когда мы овладеем техникой лучше, такое образование уже не будет считаться образованием. Это будет дистанционным обучением. Нам нужно помнить о полученном опыте, осмыслить свои ошибки и подумать, как должны проходить уроки на дистанционном обучении, чтобы это смогло захватить детей. Учителям нужно овладевать не столько технической частью, сколько умением продемонстрировать себя и свой материал так, чтобы дети увлеклись.

Фото: Константин Трубников
Фото: Константин Трубников
Фото: Константин Трубников

3. Студентов-педагогов необходимо учить любить детей. Любовь должна быть щадящей, искренней, открытой, доброжелательной и мудрой, должна нести не поражение, а только удачу. Я надеюсь, в конце концов в вузах поймут, что искусство воспитания – высочайшее искусство, которому необходимо научиться всем. Пока что мы стоим у порога открытия этого искусства. И если вуз не учит студентов, как любить детей, тогда человек должен самостоятельно этому научиться.

4. Ребёнок должен идти в школу ради любимой учительницы. Школа – не просто здание, а лестница для восхождения души человека. Ступени этой лестницы – учителя. Если учитель хороший, то и школа будет хорошей, независимо от внешнего вида и состояния здания. Облик, сердце, нравы и культура учителей и есть будущая школа.

5. Мы ужаснёмся, если начнём измерять, насколько дети недолюбливают школу. Они не любят все те процессы, в которые мы их вовлекаем. Великий психолог Николай Алексеевич Леонтьев, создатель теории деятельности, сказал о советской школе, что дети отбывают обучение, но надо, чтобы они проживали его. И это притом что советская школа имела задачу воспитывать детей. Она это делала, хоть и не так успешно. После распада Советского Союза учителя отошли от воспитания и перешли только к обучению. А в школе обязательно должна воспитываться любовь к родине, новым знаниям, национальной культуре.

Фото: Константин Трубников
Фото: Константин Трубников
Фото: Константин Трубников

6. Если учитель не будет творческим, он никогда не полюбит образовательный процесс. Научиться любить свою профессию можно только в творчестве. Учительское время пожирается формальностью – отчётами и бумажной работой. Пусть учитель схитрит там, где эта отчётность его губит. Это будет в пользу детей. Время ведь не повторяется, а учительское время самое дорогое. Выберите, что для вас важнее. Если отчётность, то пишите её. А если главное для вас — это улыбнуться ребёнку, пожать ему руку, терпеливо объяснять, тогда дети станут вашими главными защитниками. Я жду учителей, которые будут открытыми перед детьми, способными показать, что они творческие и хотят меняться. Наверное, таких учителей будет не так много, но тех, которые такими станут, можно назвать учителями от Бога. Они спасители для наших детей.

7. Школа – это жизнь. А сами дети – воплощение творчества. Если их энергию переключить на познавательную деятельность, тогда в школе начнётся не обучающий процесс, а закипит настоящая жизнь. Дети ведь бегут туда не за уроками, а за тем, чтобы что-то обсудить между собой, поспорить. Моя правнучка за время дистанционного обучения соскучилась по школе – там друзья, шушуканья, дела. И вот он, главный урок, который мы можем вынести из пандемии, – надо сохранить эту страсть детей к школе. Дети не должны только учиться, учиться и учиться, они должны жить, жить и жить. И каждый раз жить лучше.