«Доклад» Шостаковича в блокадном Ленинграде

Двадцать второго июня 1942 года, ровно через год после начала Великой Отечественной состоялся необычный концерт. Весь британский бомонд собрался в здании Лондонской Королевской оперы.

Было объявлено, что сейчас о блокадном Ленинграде сделает доклад известный на весь мир советский композитор Дмитрий Шостакович. В зале зашептались:

- Как? Разве Шостакович в Британии? Разве он сам не в блокадном кольце?

Но на сцене композитор не появился. Вместо этого к режиссерскому пульту, слегка прихрамывая, поднялся прославленный дирижер сэр Генри Джозеф Вуд. Мэтру исполнилось семьдесят три года.

Под сводами оперы зазвучал метроном Блокадного Ленинграда. Дирижер взмахнул палочкой и восемь десятков музыкантов вступили как один человек.

Почти полтора часа замершие в креслах слушатели внимали Седьмой Ленинградской симфонии. Из струнных квартетов и грома барабанов вставали величественные картины сражений.

Мерзли в окопах изнуренные блокадным пайком солдаты, возводили противотанковые укрепления измученные жители. Юные пионеры баграми сбрасывали с крыш зажигательные бомбы фашистов.

Когда отзвучали последние аккорды в зале повисла мертвая тишина. Мгновение и чопорные британские лорды взорвались овациями.

Дирижер поклонился залу и торжественно сообщил:

- Камарад Шостаковитч доклад о блокадном Ленинграде закончил!

Через месяц Шостакович «докладывал» в Нью-Йорке. А в конце июля через линию фронта с риском для жизни в осажденный Ленинград доставили четыре пухлые тетради с партитурами.

Первые две части симфонии были написаны Шостаковичем в самом Ленинграде под бомбами гитлеровцев. Дописывал произведение он уже в эвакуации в Куйбышеве.

По всем воинским частям Ленинграда объявляется поиск музыкантов. С большим трудом удается набрать восемьдесят музыкантов. Начинаются репетиции.

Девятого августа в наполовину разбомбленной филармонии состоялась городская премьера симфонии. Вопреки светомаскировке ярко горели все люстры.

Артиллерии был дан приказ, чтобы полтора часа ни один германский снаряд не упал на город. Массированный артобстрел советских пушек вторил величественным звукам симфонии до самого конца.

В сторону германских окопов были выставлены репродукторы, через которые транслировался «доклад» Шостаковича. В дневнике германского фельдфебеля за этот день было написано:

- Здесь, под русским Петербургом мы обречены. Этих русских невозможно победить. Почти год мы уничтожаем их голодом, холодом и бомбежками. Но у них хватает сил сочинять такую музыку! Никогда нам не понять русскую душу…

Друзья! Поставьте палец вверх!
Подпишитесь на
канал! Спасибо!
Две шутки Сталина на переговорах: китайцы и геноцид армян