Может ли человек летать? Случай из "Молота ведьм"

10.02.2018

В 1486 году, всего за шесть лет до открытия Америки Колумбом, в Кёльне было издано знаменитое руководство для инквизиторов "Молот ведьм". В частности, там разбирался вопрос могут ли люди летать, при каких обстоятельствах и описаны реальные истории из инквизиторской практики.

Несмотря на зловещее название, книга оказалась для своего времени крайне прогрессивной. По сути, в ней заложены основы инквизиционного процесса, этакий средневековый аналог уголовно-процессуального кодекса.

Теперь нельзя было облыжно обвинить кого-то в колдовстве. Нужны были непротиворечивые показания как минимум двух свидетелей, подробное и документированное расследование. Регламентировалась борьба с самооговорами под пытками и обязательно требовалось установить реальный вред от действий "колдуна" или "ведьмы".

Распространение ереси на словах - может наказываться публичным осуждением, запретом на публикацию книг и т.п. Процесс над Коперником длился полвека и не сильно мешал ученому работать. Если же колдун ядовитым отваром отравил соседскую корову и обрек тем самым семью на голодную гибель - тут и до костра может дойти. Понятно, что не всегда эти принципы соблюдались, но до Молота не было и этого.

Авторами выступили два доминиканских монаха. Чистый практик, малограмотный, но крайне ярый инквизитор Якоб Шпренгер и кабинетный теоретик, схоласт Генрих Инститорис. Инститорис дал теорию, разбор папских булл и церковных догматов, а Шпренгер, напротив, расписал конкретные случаи из своей практики.

В книге встречаются довольно неожиданные вещи. Например, приводится вопросник для выявления ведьмы. Задается вопрос "Верите ли Вы, что люди способны летать?". Правильный ответ, как ни странно, "Да". Инститорис цитирует соответствующую папскую буллу. Что в исключительных случаях, если очень нужно, низэнько-низэнько... Спорить с Папой нельзя.

Инквизиторы рассказывают историю из практики. К ним обратились несколько проводников торговых караванов с жалобой на коллегу. Дело в том, что германские дороги тех лет кишели разбойниками. Можно было потерять и все имущество каравана, да и вовсе распрощаться с жизнью. Умение проводника как раз и заключалось в том, как бы и караван довести тайными тропками от города к городу и не попасться бандитам.

И вот, некий проводник Иоганн со своими караванами никогда разбойникам не попадается. Налицо нечестная конкуренция, так просто не бывает! Конкуренты тут же сообщили, что перед очередным походом Иоганн пролетает над маршрутом и сверху отмечает на карте где затопило пути, где сидят бандиты, где прошел оползень. И потом ведет свои караваны безопасной дорогой. Мол, многие даже его полеты видели.

Понятно, что в реальности Иоганн, видимо, был оборотистым малым и смог как-то договориться с бандитами. То ли зашел "под крышу" к одной из банд, то ли просто платил всем понемногу. Но обвинения серьезные, инквизиция вынуждена начать следствие.

Впрочем, оборотистый проводник смог договориться и с инквизиторами. Злые языки утверждали, что им тоже пришлось занести караванных денег. Итоговый вердикт: "невиновен".

При этом в церковном постановлении значится, что факты полетов установлены. Ну и ничего плохого в них нет, папская булла опять же. Летает мужчина исключительно в целях производственно-хозяйственной деятельности. Никаких договоров с дьяволом в бумагах Иоганна не обнаружено. Вреда никому от этих полетов нет. Всё в порядке.

Так что германская инквизиция тоже иногда могла проявить здравый смысл.

Читать еще - Почему Сталин обещал расстрелять Ванникова...

К вящей славе Господней! Ставь лайк и подписывайся! Pax vobiscum!