Сталин и директор кроватной мастерской

Все новые статьи МемуаристЪ ВКонтакте: подписаться!

Легендарный советский авиаконструктор Александр Яковлев в шутку вспоминал как некоторое время работал "директором кроватной мастерской". Правда, делал он там не кровати, а вовсе даже замечательные самолеты УТ-2. Именно на этих легких двухместных машинах готовились практически все будущие асы Великой Отечественной.

Во время показа в июле 1935 года партийному руководству перспективных моделей самолетов товарищ Сталин обратился к молодому конструктору:

- Товарищ Яковлев, какой же завод смог построить Вам такую отличную машину?

- Не завод, товарищ Сталин. Кроватная мастерская, что на Ленинградском шоссе.

- Что-что, товарищ конструктор? Не ослышался, кроватная?!

Как же так получилось? История создания нового советского самолета, как водится, была тернистой. Начинал работу над этим самолетом Яковлев с такими же молодыми энтузиастами- конструкторами еще в известном КБ Поликарпова.

Маститых конструкторов суета молодых специалистов раздражала. Они говорили так - самолет Вам Главное управление авиапрома не заказывало, так чего копошитесь? Даже если сделаете летающий прототип - никто его не возьмет, никому он будет не нужен.

Яковлев настаивал, что Советскому хозяйству такой самолет нужен позарез. Поэтому разрабатывать все равно нужно, в инициативном порядке. Дошло до конфликта и с руководством КБ и с базовым заводом. "Инициативников" Яковлева с завода выселили.

Конструктору удается выбить место для производства опытных экземлеяров на площадях кроватной мастерской. Условий не было никаких - отгородили часть цеха в кирпичном сарае, там же разместили прямо в цеху и "конструкторское бюро" - пару кульманов и стулья. Яковлев вспоминал, что на стенах не было штукатурки, а пол и вовсе был земляным.

Директор мастерской встретил незваных постояльцев не слишком радушно. У него план горит, кровати нужно выпускать. По десять тысяч панцирных трубчатых кроватей каждый год... а тут какие-то глупости с самолетами.

Директор покрутил пальцами в воздухе и сказал:

- Самолеты, оно конечно, самолеты. За них и голову снимут, не почешутся. Это Вы как-нибудь уж сами, без меня. Мое дело - сторона, мое дело - кровати.

Было совершенно ясно, что ни в какое производство самолетов в его сарае директор просто не поверил. Побегает молодежь, наведет шороха, да и сядет в лужу. Виданное ли дело - самолеты?

Время покажет насколько заблуждался директор. Яковлев со своими товарищами, общим число тридцать пять человек, быстро навели относительный порядок. Побелили стены, настелили дощатый пол, закрепили верстаки, починили древний токарный станок. В кроватной мастерской закипела работа.

Бывшие коллеги с завода отнеслись к успехам молодого коллектива ревностно. Накатали в главупр петицию о том, что нужно перевести конструкторов еще куда-нибудь. А в кроватной мастерской расширить производство нужных хозяйству кроватей, а не "всяких глупостей". Авторитет завода был высок и Яковлева чуть не выгнали с его самолетом на улицу.

Конструктор решил, что отступать некуда и пошел в газету "Правда". Партийный орган печати среагировал быстро и по делу. Из цеха действительно выселили... кроватную мастерскую. А все помещение отдали под разработку нового самолета.

Вскоре подоспело и официальное назначение - Яковлев и по бумагам стал директором своей мастерской. Сам конструктор шутил тогда:

- Вот ведь демидовская мануфактура - десять тысяч коек и одна летающая машина!

Через год мастерскую было не узнать, она разрослась, похорошела и уже стала походить на настоящий, хоть и маленький, авиационный завод. Этой мастерской наша страна обязана тремя отличными машинами: АИР-9, АИР-9 бис и АИР-10. Именно на этих самолетах отрабатывались конструкторские решения, которые лягут в основу знаменитого самолета УТ-2.

Неправы поликарповцы оказались и еще в одном. Инициативная машина оказалась очень нужна народному хозяйству. Она так хорошо показала себя, что привлекла внимание самого вождя. Он же и дал ей путевку в жизнь.

Над аэродромом выстроились в одну линию все состязающиеся самолеты. При подлете к трибунам была дана команда давать полный газ. Самолеты рванулись вперед изо всех сил. Самолет Яковлева вырвался далеко вперед и первым совершил посадку на аэродром.

Сталин поздравил победителя и поинтересовался - на какой машине лучше учить будущих летчиков-истребителей для службы на знаменитом "ишачке" И-16. На привычном "кукурузнике" По-2 или на новой машине Яковлева? .

Присутствовавшие на показе боевые летчики в один голос высказались за яковлевский УТ-2. У него скорость на пятьдесят километров в час выше, да и ведет себя моноплан в воздухе совсем не так как учебная этажерка Поликарпова.

Товарищ Сталин похвалил "кроватных авиаконструкторов" и дал поручение направить самолет на Государственные испытания. УТ-2 испытания выдержал с блеском, в 1935 году его приняли на вооружение советских ВВС как основную учебную машину для военных летчиков!

Товарищи! Ставьте лайки и подпишитесь на канал!
Под знаменем Ленина-Сталина вперед к Победе!
Читать далее: Сталин на Беломорканале (хроника)...