Сталин: расстрел сразу или через две недели

09.04.2018

Все новые статьи МемуаристЪ ВКонтакте: подписаться!

Знаменитый конструктор советских самолетов Яковлев вспоминал как товарищ Сталин поставил перед ним суровый выбор. Быть расстрелянным сразу или через две недели. Конструктор, как и товарищ Сухов из "Белого солнца пустыни", выбрал "помучаться".

В июне 1943 года готовилось масштабное танковое сражение, одна из крупнейших мировых танковых баталий, которое сейчас мы знаем как "Курская дуга". На большом участке фронта по линии городов Белгорода, Курска и Орла сосредотачивались большие силы гитлеровцев.

Крайне важную роль в отражении удара фашистов должна была сыграть и советская авиация. Особенно большой дефицит наши войска испытывали в истребительных эскадрильях. Большая часть войск была укомплектована Яками, недавно поступившими с эвакуированных на восток заводов.

В начале июня 1943 года конструктора вместе с замом наркома срочно вызвали в Ставку к товарищу Сталину. Увидев на столе у вождя куски разорванной самолетной обшивки, Яковлев обмер. Проблема была ему хорошо известна и вот, дошла до вождя.

Дело в том, что для облегчения веса истребителя использовалась обшивка крыльев из полотна на деревянном каркасе. Для защиты полотна от влаги и высоких летных нагрузок использовалась высококачественная нитрокраска.

После эвакуации на восток, один из авиазаводов за Уралом стал массово поставлять в войска негодные к полетам самолеты. На заводе - все было прекрасно, все испытания проходились машинами успешно. А вот постояв пару недель на жаре, под дождем на боевом аэродроме, обшивка начинала растрескиваться.

В полете, в бою это приводило к срыву потоком воздуха ослабленной обшивки с плоскости крыла. Самолет терял свои летные качества, несколько раз это закончилось крушением.

После выяснения причин оказалось, что виноват один из химических заводов, который для кратного увеличения выпуска нитролаков был вынужден использовать некачественные заменители сырья.

Сталин спокойно вручил побелевшему конструктору кусок испорченной обшивки и спросил:

- Знаете, что это такое, товарищ Яковлев?

Конструктор принялся лихорадочно объяснять, что проблема известна и сейчас делается все возможное для скорейшего ее исправления.

Сталин остановил Яковлева взмахом руки и настойчивее повторил:

- Командующий воздушной армией докладывает о более чем десятке случаев разрыва обшивки в полете. Машина негодна для ведения боя. Я спрашиваю, товарищ конструктор, это что такое?!

Сталин оглядел замерших конструктора и зама наркома и продолжил:

- Именно сейчас, когда истребители нам нужны позарез, когда готовится крупная операция под Курском, Вы поставляете в войска негодные самолеты. Несколько сотен негодных истребителей. Что это такое? Недосмотр, халатность или вредительство?!!

Конструктор принялся объяснять, что выявить такой дефект в условиях завода было невозможно. В цеху свежеокрашенные машины выглядели отлично, на заводских полетах также никаких нареканий не возникало. Долго на заводе машины не задерживались, сразу же направлялись в войска. А вот уже в условиях эксплуатации в поле начинались проблемы.

Сталин говорил совершенно спокойно, но по всему чувствовалось, что вождь в нешуточной ярости:

- Значит, товарищи, на заводе было не понять?

- Никак нет, товарищ Сталин.

- Значит проблемы появились только в бою, когда нужно было бить врагов?

- Так точно, товарищ Сталин.

- Если бы это выдумал враг - у него не получилось бы лучше! Какая изощренная подлость - на заводе все отлично, а в бою, когда отступать некуда, когда исправить уже ничего невозможно самолет разваливается в воздухе. Никакой шпион, саботажник не справился бы лучше Вас. Вы - настоящие гитлеровцы, фашисты, пособники германских оккупантов!

Красный как вареный рак зам. наркома после продолжительного молчания сказал, что все будет исправлено. И немедленно. Сталин хмыкнул:

- Как это немедленно? Завтра? Послезавтра? Чудес не бывает. Срок назовите!

- Управимся за две недели, товарищ Сталин.

- За две недели... а не соврете?

- Никак нет, товарищ Сталин, выполним за две недели.

Срок на исправление выпущенных партий самолетов был утвержден в протоколе. Кроме этого Верховный дал поручение военной прокуратуре разобраться в причинах случившегося. На авиационный завод, давший негодные машины, и на Уральский лакокрасочный завод отправились прокурорские комиссии.

Выйдя из кабинета Сталина, Яковлев набросился на своего товарища:

- Как можно было обещать две недели? Тут работы по меньшей мере на пару месяцев!

- Можешь вернуться и доложить про срок в два месяца. Тебя расстреляют сегодня, а меня через две недели. Тяжко, а деваться некуда. Придется уложиться.

В рекордные сроки было создано несколько десятков бригад рабочих, получены качественные лаки и направлены на фронт. Буквально за две-три недели на нескольких сотнях истребителей была дополнительно армирована обшивка. Работы были завершены всего за пару дней до начала германского наступления.

В воздухе немецкие войска поддерживало более двух тысяч истребителей и бомбардировщиков. В немалой степени благодаря исправленным советским истребителям Як-9 советским бойцам удалось остановить и отбросить врага на Курской дуге!

Товарищи! Наше дело правое! Ставьте лайки и подписывайтесь!
Под знаменем Ленина-Сталина вперед к Победе!
Читать далее: Приказ Сталина на ликвидацию Троцкого...