Борис Вальехо, "Медуза", новые смыслы. Две картины.

13.07.2018

Медузе не повезло много-много раз. И не везет до сих пор. Мы ведь уверены, что она - некое исчадие ада, которое Персей убил и слава Богу, не так ли?

Между тем, ей просто очень не повезло.

С самого рождения, причем. Каково это - родиться от изначального бога Урана и его жены Геи - но смертной? Причем, две сестры Медузы, горгоны Эвриало и Сфены были бессмертными (и помогали дракону из цикла про аргонавтов стеречь золотое руно). Правда, им тоже не повезло: бессмертные-то да, но кто их помнит? Вы вот хоть имена узнали? То-то...

Мало того. Если две сестры - нормальные хтонические чудовища, то Медуза рождается весьма привлекательной, даже прекрасной. По "доброй" традиции олимпийцев, к ней пылает страстью один из богов. В случае Медузы - Посейдон. Она не хочет - но ему без разницы. Спасаясь от Посейдона, Медуза прибегает к Афине и просит помощи. Но Посейдон - дядя Афины, так что, раздвигай-ка ноги, девочка. Богиня тебя защищать не будет. Мало того. За попытки сопротивления Афина превратила Медузу в чудовище. Ибо нефиг...

Есть, впрочем, версия о женской солидарности: горгоны все три сначала были ничего себе. А потом, из сострадания к сестре добровольно стали чудовищами. В более грустном варианте, были-то они были. Но Афина изуродовала всех (хотя Посейдон изнасиловал только Медузу)... Богиня мудрости и благородства, да...

С тех пор волосы все троих становятся змеями. Правда, только Медуза получает возможность превращать все живое в камень взглядом. Но ей и положено - уж кто-кто имел право злиться, так она.

Понятно, Персей был не особо в курсе всех этих божественных разборок. Ему приказали убить - он убил. При помощи той же Афины и еще Гермеса. Поскольку взгляд Медузы превращал в камень всех - на первом полотне именно это: четверо "героев" уже - пятый п процессе - то он хитростью узнает (не сам придумывает, заметим) фокус с зеркальным щитом: он смотрит не на Медузу, а на её отражение.

Голова даже мертвой Медузы остается столь же волшебной - посмотришь на неё, станешь камнем. Персей потом это использует. Но это - другая история.

А нам стоит быть внимательней к сюжетам. И не доверять слепо привычным интерпретациям. Вот так посмотришь на работы Вальехо, и задумаешься: а может Медуза была не только ужасной и грозной. А еще и несчастной (и красивой)? И античную мифологию перечитаешь. Что в плюс.

Для сравнения, "Голова Горгоны Медузы" (уже отрубленная) от Питера Пауля Рубенса (1618):

Еще по теме:

И, как всегда - если понравилось ставьте лайк. Если не хочется пропустить еще (а к творчеству современных художников я возвращаюсь постоянно) - подписывайтесь. А еще лучше - ставьте лайк и подписывайтесь. Образы смерти в культуре - тема интересная...