История Ахилла. Родители. Питер Рубенс vs Корнелиус ван Харлем, "Свадьба Пелея и Фетиды"

13.07.2018

Ну, пора появиться и самому известному герою троянского цикла - Ахиллу. Правда, до того, как он присоединился к походу Менелая и Агамемнона - у него тоже была нескучная жизнь.

Начинать надо с родителей. Помните: в античных мифах грехи отцов и матерей (как правило, выражающиеся в непочтении к кому-то из богов или забывании оказать им требуемые почести - что при таком этих богов количестве неудивительно) - влияют на судьбы детей. И еще как. Менелай уже расхлебывает дедушкину гордыню. Агамемнон только начал (но еще продолжит). Так что - и про родителей Ахилла не забудем.

Отец его - обычный смертный (хотя, конечно царь), Пелей. Мать - богиня, морская нимфа, нереида (дочь бога спокойного моря Нерея), Фетида. Пелей Фетиду хотел очень - а вот она его нет. Впрочем, он может и не хотел. Тем более, уже был женат. И второй раз.

Но абсолютно точно, что её хотел Зевс. Правда, еще с малолетства она воспитывалась на Олимпе его женой Герой... Но падчерица-не падчерица... Какая Зевсу разница? Если главный олимпиец на кого-то положил глаз, то держите его семеро - не удержите. Гера, понятно, была против - но эти мелочи уж точно его не волновали. Против была и Фетида. Это волновало его еще меньше. Хочу - и все тут. Гера, как ни старалась - падчерице ничем помочь не могла. Но запомнила, что она ради неё самому Зевсу в объятия не упала - что в будущем вылилось в плюс.

Помощь пришла, откуда не ждали. Убегая от Зевса (а это вам не хухры-мухры, он - быстрый) Фетида прячется в кавказских горах. Где как раз живет (а раньше был прикован к скале - помните?) Прометей. Он прозревает, что если Зевсу удастся совершить чаемое - то Фетида забеременеет, родит ребенка и этот ребенок будет настолько могучим, что Зевса-то и скинет с Олимпа. О чем и рассказывает Зевсу. Тот отлично помнит и папу Крона, и дедушку Урана, с которыми ровно так и случилось: один из сыновей их победил. Сам Зевс не просто когда-то победил Крона - а еще его и кастрировал и скинул в Тартар, чтоб неповадно было. Понятно, самому себе он такой судьбы не хочет. Но что же делать? Темперамент-то свой об колено не переломишь? А ну как будет Фетида как-нибудь гулять мимо Олимпа, Зевс её увидит и набросится... А противозачаточных средств еще не изобрели...

Выход находит тот же Прометей - мол, выдай её замуж. Муж ей гулять не даст. А за кого? Да вот, хоть за Пелея. Человек хороший. Так он же женат? Ну... женат... Был женат - стал вдовец, дело нехитрое...

В общем, Зевс делает Пелею предложение от которого невозможно отказаться. А поди, попробуй, откажись - если верховный бог всех греков тебе сообщает, что он был бы очень рад, если бы ты женился вон на той нереиде. Пелей-то и не против. Но, как мы помним, против невеста. Но тут еще и Гера "за" - и её можно понять, не пристроишь девочку вовремя - а тут и Зевс тут, как тут... Лучше её подальше с Олимпа сплавить...

Так что, Фетиде ничего не светило. Только-только отойдя от эпопеи с Зевсом, она отправилась проветриться. Будучи морской нимфой, проветривалась она катаясь на дельфине. На обратном пути она выныривает в гроте - а Пелей уже там: подсказали. Фетида уверена, что она от Зевса ушла - а от тебя смертный дурачок и подавно уйду. Но не тут-то было...

Под водой сидит еще один морской бог, Протей - а уж его-то мама подговорила помочь. Он сообщает Пелею (и именно так у Овидия, кстати), что ты главное, её жми - чтобы она не делала. Запыхается, устанет - согласится. Пелею удается то, что не удалось Зевсу. Фетида оборачивается в птицу - а он её цап, и поймал. Она становится деревом - а он не нем виснет. Она - в тигрицу... тут, правда, Пелей несколько опешил. Но Протей ему повторяет: жми, давай. Он жмет - Фетида решает, что он зануда, и проще согласиться, чем сопротивляться. Ну, а дальше - честным пирком да за свадебку.

Пир, заметим, получился не самый обычный. Праздновали не на Олимпе, а в пещере у кентавра Хирона (он еще появится). Про которого даже поговаривали, что он (а не Нерей) был биологическим отцом Фетиды. И именно на этот пир богов не позвали ту самую завистливую богиню Эриду, которая и изготовила яблочко с надписью "Прекраснейшей". А про суд Париса и все предшествующее - уже было раньше. Если забыли - освежите в памяти.

Так что, можно сказать, что истоки троянской войны - тут. Даже не в женихе и невесте - а в неуёмной похотливости Зевса. И правда - не желай он так собственную падчерицу, была бы нужда её срочно замуж выдавать? А не было бы свадьбы - не было бы пира. А не было бы пира... и нам бы интересной темы для публикаций не досталось.

Хотя, богини Судьбы, Мойры, как бы полагают, что Зевс - Зевсом. Но решают они. И за Зевса, и за всех остальных... Так что - была бы война.

Изображение этой свадьбы было популярным сюжетом. Не столько потому, что предшествующая история была интересной - сколько из-за яблока "Прекраснейшей", будущего конкурса красоты и всех последующих событий. Античные мифы - это вообще не отдельные рассказы (если их читать так, то непонятно). Это длинные истории, начинающиеся в разных местах и с разных событий. Тот же Парис, по факту - ровесник Ахилла (так что нет ничего удивительного, что они сойдутся в одной битве). И то, почему Гера будет потом помогать Ахиллу - понятно, если знать, что когда-то его мать весьма потрафила самолюбию верховной богини, не поддавшись на соблазнение её мужа...

Питер Рубенс (1636). Пелей и Фетида вроде как во главе стола - но все ж понимают, что главные - по центру: Зевс и Гера. Зевс смотрит на подкинутое яблоко - Гермес ему показывает на надпись. Афина и Гера тянутся к яблоку - а Афродита такая: ну я же самая прекрасная, правда? Мне давай!
Питер Рубенс (1636). Пелей и Фетида вроде как во главе стола - но все ж понимают, что главные - по центру: Зевс и Гера. Зевс смотрит на подкинутое яблоко - Гермес ему показывает на надпись. Афина и Гера тянутся к яблоку - а Афродита такая: ну я же самая прекрасная, правда? Мне давай!

А это тот же сюжет, но в исполнении Корнелиуса ван Харлема (1593). Фетида до сих пор немного в шоке, но чаша доброго вина поможет ей преодолеть стресс.  Средневековая традиция "изображать не только саму сцену, но и все, что с ней связано на одном полотне" - еще жива. Хотя изображение, конечно, совсем не средневековое. Но на заднем плане по центру - спор из-за титула "Прекраснейшей", а справа - "Суд Париса". И действительно, зачем писать три холста, если можно один...
А это тот же сюжет, но в исполнении Корнелиуса ван Харлема (1593). Фетида до сих пор немного в шоке, но чаша доброго вина поможет ей преодолеть стресс. Средневековая традиция "изображать не только саму сцену, но и все, что с ней связано на одном полотне" - еще жива. Хотя изображение, конечно, совсем не средневековое. Но на заднем плане по центру - спор из-за титула "Прекраснейшей", а справа - "Суд Париса". И действительно, зачем писать три холста, если можно один...

Ровно поэтому, мы "кушаем" троянский цикл "по кусочкам", постоянно отвлекаясь то на одно, то на другое. Иначе - непонятно.

А чтобы было понятно то, что будет потом - лучше освежить в памяти то, что уже было. А именно:

Пелоп, обманутый возничий, рождение Атрея и Фиеста,
Фиест, Аэропа и кража чучела золотого барашка,
Атрей готовит Фиесту рагу из сыновей
Фиест насилует дочь и производит Эгисфа, который убивает Атрея, но Агамемнон и Менелай спасаются
а здесь действие переносится в Трою, никто не слушает пророков, а Парис выбирает прекраснейшую богиню
Елена сбегающая от мужа с Парисом
и пока последнее - жертвоприношение Ифигении

Что-то давно мы не вспоминали нашу игру в вопросы и ответы. На вопрос из публикации про "Ритуал крови" Мункачи - ответим здесь. Евреи (и иудаизм, и образ "Синагоги"), конечно, связывались с козлом не только через символы дьявола (хотя, через них - в первую очередь). Всем, полагаю, знакомо выражение про "козла отпущения"? Это именно иудейский обычай, причем очень древний. Община назначала "носителем всех грехов" черного козла. А потом его отпускали. Ну, как отпускали... как в анекдоте: а теперь я тебя отпускаю... В пустыню выгоняли. На съедение львам и волкам. Пусть они и грехи вместе с ним съедят. Где не было пустыни (или козел отказывался уходить) - сбрасывали с горы...

И новый вопрос: ну, Гера - понятно, ей нужно падчерицу подальше от блудливого мужа отослать. А Протею-то какой смысл? Чего подсказывает? Неужто, так достала морского бога морская богиня? Можно попробовать найти ответ самостоятельно (подсказка: в Википедии получится). Или подождать, пока он появится тут, в какой-то из будущих публикаций. Но в какой именно - не скажу (сам не знаю). Так что, имеет смысл подписаться, чтобы не пропустить.

А еще стоит поставить лайк, если понравилось. Больше лайков - чаще к этой теме возвращаемся )))