Павел Федотов, "Вдовушка". История и мистика картины.

Спойлер: срисовать образ покойного с себя - было плохой идеей.

Павел Федотов (1815 - 1852) известен больше как такой художник-сатирик. Неслучайно его жанровые полотна вроде "Завтрака аристократа" или "Сватовства майора" были так популярны у советских искусствоведов. Обличение пороков общества, отображение жизни людей "неуглаженных светской жизнью" живописец видел своей основной задачей.

Это не случайно. Как и сама творческая карьера Федотова, которая выделяется на фоне многих прочих. Начинать надо с того, что рисовать профессионально он особо никогда не учился (кроме краткого посещения курсов при Академии художеств уже немолодым человеком). На вопрос: "кто был учителем Федотова" ответ найти не получится. Ну, или придется банально сказать: сама жизнь. И работы знаменитых мастеров в музеях, у которых он пропадал целыми днями.

Но зато несложно ответить, а кто, собственно, поспособствовал тому, что Федотов вообще стал тем известным живописцем, чьи работы кочевали из учебника в учебник. Как ни странно - баснописец Крылов. Он случайно ознакомился с работами Федотова и настолько восхитился, что превозмог свою знаменитую лень, достал адрес Павла Андреевича и написал ему пространное письмо. В нем он, конечно же, хвалил художника - и всячески рекомендовал ему заниматься только живописью. Причем, не живописью вообще - а именно жанровыми картинами с сатирическим содержанием, так сказать, "баснями в красках". Примечательно, что в то же самое время (1844 год) блиставший тогда Карл Брюллов старался Федотова от профессиональных занятий живописью отговорить. Самый популярный тогда русский художник считал, что Федотов - "уже староват".

Что, в сущности, было правдой. Федотов тогда - кадровый офицер (штабс-капитан Лейб-гвардии), закончивший не художественную школу, а кадетский корпус. Мало писавший красками - и рисовавший почти исключительно шаржи на товарищей, либо батальные сцены. Но при этом, обладавший врожденным "чувством линии" и богатейшим воображением. И все равно - бросить уже сложившуюся карьеру военного (а ему тогда уже почти 30 лет), испросить отставку и попытаться прожить художественным ремеслом... сами понимаете, было страшновато.

Слава Богу, Федотов послушал поэта, а не художника. И мир получил самобытного мастера, не только мастерски обличающего людские грехи и слабости - но и тонко изображающего фактуру, играющего со светом, строящим оригинальные композиции.

Самые знаменитые сейчас свои работы (в том числе и "Завтрак..." и "Сватовство...") Федотов создает всего за два года. Для того времени, обычные люди, не содержащие ничего героического - как герои картин? Нонсенс... Может быть, поэтому, работы Федотова (как все новое) вызывали такой ажиотаж. В любом случае, именно за эти два года (с 1846 по 48) у него появляется и признание зрителя, и поклонники, и внимание прессы, и звание академика. Денег, правда, не появляется - но он знал, на что шел..

Хорошо еще, художнику много не требовалось. На натурщиков и мастерскую он не тратился, к житейским удовольствиям был равнодушен. Правда, у него был еще жив отец (отставной военный) и три младших сестры - плоховато, но на них хватало.

Но постоянное недоедание - это снижение иммунитета; волнение о заработке - расшатывание нервов; а работа не в мастерской, а прямо у себя в спальне - чрезмерное напряжение зрения.

В 1952 году происходит то, что в справочниках скромно называется "психическим расстройством". На самом деле полиция арестовала Федотова на Невском проспекте во время агрессивного припадка. Друзья помещают художника в психиатрическую лечебницу, лично император жертвует на его там содержание 500 рублей. Доктора жалуются" он изрисовал все стены в палате". Знакомые изумляются: "почему, собственно?". А художник просто тихо умирает осенью того же 1852 года. Перед смертью он поручает слуге сообщить его друзьям, чтоб пришли проститься... слуга передоверяет это кому-то еще... этот "кто-то" по дороге заходит в кабак, напивается, забывает о поручении... Федотов скончался в полном одиночестве.

В редкие периоды облегчения - он возвращается к живописи. Существуют, как минимум, две работы того периода, так и оставшиеся незаконченными.

А вот "Вдовушка" - закончена вполне (и еще до первого серьёзного приступа - хотя уже тогда живописец "чудил"). Впрочем, художник работал над полотном еще с 1850 года, когда была сделана первая, "зеленая" версия:

1850
1850

А это - вариант 1851 года
А это - вариант 1851 года

В то время Федотов, похоже, уже устал от постоянного изображения сатирических сюжетов, полукарикатурных образов и мелких страстишек современников. "Вдовушка" (1850-52, три версии) - картина простая и трагическая.

Сюжет её представляется простым, как три копейки: молодая женщина, будучи беременной - овдовела. Видимо, пенсия за покойного мужа ей, видимо, не положена - и вместе с одной бедой подкрадывается другая: бедность. Вещи, рядом с ней - это уже отложенная для продажи разномастная утварь. Причина написания - тоже на поверхности: незадолго до того, как сюжет рождается у художника, вдовой становится одна из его младших сестер.

Но вот проблема: Федотов был убежден, что для таких работ автор не должен "выдумывать ничего из головы". Но Федотов жил в Петеребурге, сестра в Москве - позировать она не могла. Натурщицу нанять - не было денег. Художник собирал образ "по кусочкам". Для лба и висков - как выяснилось, лучше всего подходит внешность маленьких детей, сходная с женской. Глаза можно взять у кого-то еще, позу подсмотреть на улице.

Не очень понятно было и со светом: Федотов решил сделать на картине не один источник, а два - окно и свечу (тоже нестандартное решение). Но как? И вот во сне живописцу является Карл Брюллов (который когда-то его отговаривал) и дает совет. Когда художник обмолвился знакомому, что совет ему дал Брюллов - тот ошалел: Брюллов уже умер к тому времени и давно.

Но самое главное - художник, помещает на картину и свой автопортрет. Рядом с иконой стоит маленькая картина, с изображением офицера. Федотов срисовывает его с самого себя (сравните с его последним автопортретом, сделанным в 1852-м):

Как минимум - это было дурной приметой. Как максимум - вызвало к жизни какие-то мистические силы. Но сразу после завершения последней версии картины ("фиолетовой", на заставке) - Павел Андреевич Федотов становится жертвой припадка и отправляется в ту лечебницу, где и умрет.

Так что эта полувыдуманная "вдовушка" оплакивала, похоже, и самого Федотова...

Если понравилось - нажимайте на "палец вверх". Будет понятно, что таких статей стоит делать побольше (и то правда, образ смерти у русских живописцев рассматривается очень редко и очень мало). А еще лучше - подписывайтесь. Так или иначе - а тем для рассмотрения у нас еще очень много...