Урош Предич, "Девушка с Косова поля"

13.07.2018

Сербский художник Урош Предич (1857 - 1953) был представителем жанра реалистичной живописи. Что не означает, что изображал он исключительно события, имевшие место в реальности и именно так, как оно происходило.

Самая известная его картина (хотя "известная" тут нужно в кавычках, многие наши современники и имени-то такого не слышали) - "Косовская девушка", или "Девушка с Косова поля". Имеется ввиду не косоварка (жительница нынешнего Косово), а фольклорный персонаж. Фольклорный - значит, "что-то похожее происходило, но что точно - мы никогда не узнаем". А учитывая важную роль, которую фольклор (а тем более его адаптации) играет в пропаганде - не узнаем точно.

Хотя, событие, которое служит фоном - вполне реально. И не только реально - оно является основным содержанием сербской национальной идентичности (и да, "Косово - это Сербия", во многом еще и поэтому). По сути, только двум нациям - сербам и японцам - удалось создать культуру "благородного поражения". Но сербы собственное формальное поражение еще и положили в основание собственного мировоззрения. Так что, они покруче японцев будут...

У сербов это событие - даже тема для религиозной живописи. Понятно, что противник сербов маркируются, как силы зла, на их стороне сражаются дьявольские монстры. Убийство турецкого султана - слева, в середине, где среди тюрбанов видны нимбы святых воинов.
У сербов это событие - даже тема для религиозной живописи. Понятно, что противник сербов маркируются, как силы зла, на их стороне сражаются дьявольские монстры. Убийство турецкого султана - слева, в середине, где среди тюрбанов видны нимбы святых воинов.

Битва на Косовом поле (15 июня 1389 года) была важной не только для сербов - но и для всей Европы (в ней принимали участие, например, рыцари-госпитальеры). Несмотря на то, что войско христиан (сербов и хорватов) формально потерпело поражение - отступили именно мусульмане-турки. Их предводитель, султан Мурад был убит еще до начала сражения; его империя оказалась вовлечена в многочисленные распри между его сыном Баязидом (да-да, тем самым, из сериала) и другими претендентами на трон. В Османской империи и в Византии вообще считалось, что победили сербы: поле битвы-то осталось за ними... В том, что это не было использовано - можно упрекать тогдашних византийских властителей.

Но не сербов. Они сделали что могли. Планировавшаяся экспансия турок на Запад через Балканы - была остановлена. Правда, и сербское общество потеряло своих лучших: король Лазарь был взят в плен и казнен, войско (т.е. - молодые и сильные мужчины) было почти унитожено. Аристократия (т.е. образованные слои нации) - тоже понесла неимоверные потери.

Содержание картины - не историческое, а фольклорное. "Косовская девушка" - персонаж народной песни. Её жених - храбрый воин. На войну отправились три брата. Один из них тот самый Милош Обилич, который перед началом боя проник в лагерь Мурада, представился предателем и пообещал сообщить ему важные сведения о сербских войсках. Оказавшись в шатре султана и рядом с ним - он убил его (и, конечно, был убит сам).

Ему тоже посвящены иконы.
Ему тоже посвящены иконы.

Реально такой девушки не существовало (у братьев Обилича не было невест, которые последовали за женихами к месту битвы). Но это не важно. Девушка бродит среди павших воинов. Если находит живого - облегчает его боль, утешает, поит водой.

Лежащий мужчина - умирающий князь Петр Орлович, по сюжету песни - знаменосец короля Лазаря. От него девушка узнает, что её возлбленный и его братья погибли. Скоро погибнет и Петр - его раны смертельны.

Рядом с ним - щит, с реальным гербом сербских Орловичей, черным орлом. Не путайте с черным двухглавым орлом в гербе Албании (этот - одноглавый, символ славянского старшего бога Перуна). На нем - золотой пояс, знак высшей почести за воинскую доблесть. Обычно, к поясу прилагался и меч в ножнах. Сломанный, он лежит на коленях умирающего.

Князь еще жив - а вот турецкий воин, которого он сразил последним - уже нет. И слава Богу - был бы он еще жив, художнику пришлось бы решать сложную этическую проблему: по сюжету, девушка помогает только раненым сербам. А в такой ситуации? Отказать в воде умирающему врагу - как-то не по христиански. С другой стороны - турки злейшие враги, жалость к ним считалась недопустимой. В общем... хорошо, что он уже умер.

В итоге Сербия потеряла независимость, а Турция погрязла в собственных разборках и надолго отложила завоевания в Европе. Но не в сухих исторических фактах тут дело - а в пойманном художнике образе милосердия, превозмогающего скорбь: она уже знает, что её любимый мертв - но продолжает помогать умирающему...

Если понравилось - ставьте лайк.
Чтоб не пропустить рассказы о других образах - подписывайтесь.

И вообще, уважаемые читатели - поактивней, поактивней. Лайкайте, подписывайтесь и делиться не забывайте. Пусть Дзен знает, что интересующихся культурой и искусством - не единицы, а много. И мы будем знать... )))