Бронепоезд №13

16 October 2020

Услышав о появлении 22 апреля 2015 года новой тульской достопримечательности на главной железнодорожной станции города, я сразу же поехал посмотреть, о чём речь.

Все фото: 25 апреля 2015 года
Все фото: 25 апреля 2015 года

Почти сразу после того, как я достал камеру, ко мне подошёл вежливый человек, представился Олегом и поинтересовался зачем я это делаю.

Как я потом выяснил в Сети, это был Олег Трунов, пресс-секретарь Тульского региона Московской железной дороги.
Большая часть информации об этом музее была получена мной в ходе проведённой им для меня неформальной экскурсии.

Бронепоезд №13

В качестве основы для памятника был выбран реально существовавший в 1941 году бронепоезд №13 "Тульский рабочий", принимавший участие в обороне Тулы в 1941 году.
С 1936 года было выпущено несколько десятков таких бронепоездов.

Бронепоезд №13

Они состояли из Бронепаровоза БП-35 - закрытого бронёй паровоза серии "О" (типа 0-4-0) с четырёхосным тендером (вагон с запасом топлива, прицепленный непосредственно позади паровоза).

С обоих сторон паровоза прицеплялись бронеплощадки ПЛ-37 - бронированные вагоны с артиллерийским и пулемётным вооружением.

Бронепоезд №13

По краям бронепоезда прицеплялись контрольные (балластные) платформы. Они использовались для перевозки запасных комплектов путей (рельсов, шпал), установки дополнительных зенитных пулемётов, а так же для защиты поезда от контактных мин, установленных на путях.

Бронепоезд №13

Максимальная масса бронепоезда составляла 400 тонн.
Запас хода - от 80 до 300 километров.
Так же, в состав бронепоезда входило несколько вагонов обеспечения и небронированный паровоз, для экономии ресурса основного при перемещении всего состава вне поля боя.

На бронеплощадках ПЛ-37 устанавливались две вращающиеся башни с орудиями калибром 76,2 мм образца 1902/30 года и пулемётами Максим калибра 7,62 мм.

Бронепоезд №13

Паровоз полностью зашивался бронелистами. Машинист наблюдал за обстановкой через смотровые щели и люки. На макете, кстати, откидываются боковые люки кабины машиниста.

Под бронёй находится настоящий паровоз Л-3476.
Для макета не смогли найти оригинальный локомотив серии Ов (Овечка), поэтому использовали послевоенный, типа Л, выпущенный Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1954 году.
Эти паровозы различаются типом колёсной формулы (0-4-0 и 1-5-0 соответственно), а так же размером.
Но это не принципиально для данного памятника, поскольку это символ, а не музейная копия.

Бронепоезд №13

Вторая бронеплощадка БП-37. Хорошо видно вооружение и "кубик" поста наблюдения между башнями.

Бронепоезд №13

Макет пулемёта. Ясно видно, что пулемёт не может двигаться. В оригинале использовалась подвижная шаровая установка. Либо вертлюжная/рычажная.

Бронепоезд №13

Музей был открыт 8 мая 2015 года и доступен всем пассажирам, жителям и гостям города.

Бронепоезд №13

Доступ к поезду бесплатный и круглосуточный, а чтобы попасть на экскурсию во внутренние помещения вагонов надо позвонить музейщикам.

Кстати, это не единственный бронепоезд в Туле.
В 2020 году появился ещё один -
Бронепоезд №16 в парке Патриот.