Хромая собака

867 full reads
1k story viewUnique page visitors
867 read the story to the endThat's 84% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Небольшой маневровый тепловоз типа ТГМ23 с двумя железнодорожными цистернами стоит у платформы станции Щёкино.

Хромая собака

Табличка на ограждении содержит основные характеристики данного типа.
Непосредственно к локомотиву относится только информация о его подготовке к экспозиции в Узловой в 2016 году.
Из других источников можно узнать, что тепловоз построен в декабре 1989 года, а списан в марте 2014.
Памятник установлен на нынешнее место при реконструкции вокзала станции Щёкино в октябре 2016 года.

Хромая собака

На кабине написано, что тепловоз имел отношение в расположенному неподалёку ОАО "Щёкиноазот".
На этом крупном химическом комбинате очень развитая сеть железнодорожных путей и много подвижного состава.
Для перемещения вагонов между цехами и станцией и использовались маневровые тепловозы.

Хромая собака

Полное наименование тепловоза ТГМ23В48-2097.
Он относится к семейству ТГМ23 - серийных советских трёхосных маневровых тепловозов с гидропередачей.
ТГМ23 расшифровывается как - тепловоз с гидравлической передачей, маневровый, 23-й тип.

Хромая собака

Дополнительный буквенный индекс "В" означает то, что в качестве двигателя использован дизель 1Д12-400Б.
Цифра 48 - служебный вес в тоннах.

Хромая собака

Серия ТГМ23 выпускалась в разных модификациях с 1962 года.
Последний известный на сегодняшний день экземпляр (ТГМ23Д44-529) отправлен заказчику в 2019 году.

Хромая собака

Тепловоз имеет по три колёсные пары бандажного типа с противовесами и пальцами для спарников.
Диаметр колёс составляет 1 050 мм.
Отбойный вал, в отличие от тепловозов серии ТГМ1, расположен между первой и второй колесными парами.
За эту особенность тепловоз получил прозвище «хромая собака» (отсутствует необходимая для симметрии четвёртая колёсная пара).

Хромая собака

Под капотом скрывается 12-цилиндровый V-образный дизель, прямой наследник танкового дизеля В-2 от Т-34.
Мощность двигателя 1Д12-400Б, устанавливавшегося в ТГМ23В48 - 400 л.с.

Хромая собака

Капот двигателя заужен, по сравнению с кабиной, и оставляет место для наружных боковых проходов.

Хромая собака

Вентиляция радиатора сделана по-танковому - на крыше корпуса.

Хромая собака

Путеочиститель (скотоотбойник) и стандартная автоматическая сцепка СА-3.

Хромая собака

Три оси тепловоза.
Между первой и второй осью виден отбойный вал с мотылём (противовесом).
Вал и оси соединены тягами спарниками.
Передача мощности между двигателем и отбойным валом у ТГМ23 - гидродинамическая.
То есть, дизельный двигатель приводит в действие насос гидросистемы, который перекачивает жидкость, которая, в свою очередь, вращает турбину гидравлического двигателя и связанный с ней отбойный вал.
В этой схеме нет механической связи дизельного двигателя и движущих осей тепловоза, поэтому возможно более плавное изменение скорости и тягового усилия, а так же движение на низких скоростях.
При этом, дизель работает в режиме близком к оптимальному, что экономит его ресурс и топливо.

Хромая собака

Колесо ведущей оси.
Красным цветом выделена ось.
Белым цветом выделен съёмный бандаж.
Спарник навешен на палец и зафиксирован гайкой.
Напротив пальца - прямо в теле колеса отлит балансировочный противовес.
С левой стороны к колесу прижата колодка тормозного привода (тормоза у ТГМ23 односторонние).
С правой стороны к колесу подведена трубка песочницы (устройства высыпающего на рельсы песок, для повышения сцепления колёс и рельсов).

Хромая собака

К тепловозу прицеплены две цистерны для химикатов.
Но они интересны сами по себе, поэтому я про них расскажу отдельно в другой раз.

Хромая собака