7 фактов из истории Османской империи, о которых в Турции не говорят вслух.

27.01.2018

Не все было так хорошо и гладко у турков, как многие думают. Некоторые вещи поражают своей жестокостью.

1. Братоубийство

Изначально в Османской империи не существовало определенной системы наследования трона. Каждый представитель династии имел право возглавить государство. Известны даже ситуации, когда несостоявшиеся наследники искали убежища на территории вражеских стран и уже оттуда доставляли немало проблем действующему султану.

В XV веке Мехмед I, желая объединить все турецкие земли, вынужден был вести долгую, кровопролитную войну против собственных братьев. А когда Мехмед II Завоеватель осаждал Константинополь, со стен города ему противостоял родной дядя. Поэтому когда он взошел на престол, то решил устранить причину хаоса при выборе правителя, регулярно приводящую к ожесточенным конфликтам. Как только у Мехмеда II родился наследник, он казнил всех своих братьев, в том числе девятимесячного младенца.

При составлении свода государственных законов Мехмед II посчитал необходимым внести пункт, регулирующий отношения престолонаследия. Он звучал так: "Когда кто-либо из моих детей станет правителем султаната, с целью поддержания порядка в обществе ему надлежит казнить своих братьев".

Мехмед Завоеватель вовсе не был первым султаном, который решился на братоубийство. Он всего лишь законодательно закрепил сформировавшуюся практику. Теперь каждый новый султан, приходя к власти, умерщвлял остальных мужчин из династии.

К несчастью, у Мехмеда III братьев было очень много. Говорят, он вырвал себе бороду от тоски, слушая, как его младший брат умолял о пощаде. И все же не произнес ни слова, а восемнадцать мальчиков были убиты. Старшему из них исполнилось 11 лет.

Но не только со стороны братьев виделась угроза для обладателя трона. Сын Сулеймана Великолепного, Мустафа, снискал популярность у народа, и у янычар. Оттого и был задушен тетивой по приказу отца. Султан лично наблюдал за процессом казни, стоя за ширмой.

2. Наследники в клетках.

Решение об отмене этой жестокой традиции было принято султаном Ахмедом I только в XVII веке. Он заменил лишение жизни на заключение в кафес (шимширлы́к) - отдельные покои, находящиеся на территории султанского дворца.

Сын султана мог провести в изоляции всю свою жизнь, пребывая под постоянным надзором охраны. Безусловно, принцам предоставлялось все необходимое. Они имели наложниц, слуг и разнообразные развлечения, получали хорошее образование. Но никогда не могли выходить за пределы своих покоев и жили в постоянном страхе смерти.

Действительно, многие из узников кафеса были все-таки казнены. А другие приобретали серьезные психические заболевания, выраженные в клаустрофобии или мании преследования.

Кафес - "золотые клетки" для шехзаде
Кафес - "золотые клетки" для шехзаде

3. Во дворце, как в аду.

Но и жизнь султана во дворце Топкапы была не особо радостной. Здесь все - от утреннего выхода до вечернего туалета должно было следовать определенному ритуалу. Как прислуга, так и члены семьи говорили и двигались, соблюдая особые церемонии. Считалось, что быть многословным не достойно султана. В большинстве случаев он изъяснялся на языке жестов, а основную часть времени проводил в тишине и одиночестве.

Атмосферу дворца создавали бури страстей и ненависти. Его жители боролись за расположение султана. Все от придворных и евнухов, до визирей были вовлечены в интриги, заключали союзы, плели заговоры и вели бесшумные войны. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным.

4. Палачи - садовники.

Средневековое правосудие невообразимо без публичной казни, а следовательно, без палачей. Удивительно, но в Османской империи приводили в исполнение смертный приговор придворные садовники. Конечно, далеко не каждый мог стать палачом. Предпочтение отдавалось глухонемым. Они не слышали страданий осужденных и равнодушно выполняли свою функцию. Палачи не имели детей и семей. Считалось, что такая негативная деятельность обязательно отразится на потомках. И даже после смерти их тела должны были быть захоронены только в специально отведенных местах.

Что касается способа казни, большое значение имел статус приговоренного. В основном жертв просто обезглавливали. Но проливать кровь членов султанской семьи и высокопоставленных чиновников считалось не допустимым. Они принимали смерть путем удушения.

5. Козлы отпущения.

По сути статус великих визирей в обществе уступал только султану. Они сосредотачивали в своих руках наибольшую власть. Но ровно до той поры, пока пользовались доверием господина. Визирь никогда не знал, чем закончится его аудиенция у султана: дорогим подаренным халатом с почестями либо шнурком, затянутым на шее.

Нередко янычары устраивали бунты против правительства или в знак того, что пора прибавить жалованье. Они переворачивали громадные котлы, жалуясь на скудное питание. И тогда в роли "козла отпущения" оказывался визирь. Именно его отдавали на растерзание разъяренной толпы.

Во времена Селима Грозного было казнено столько великих визирей, что они решили всегда иметь при себе завещание. Однажды один из визирей попросил султана предупредить заранее о предстоящей казни. На это султан ответил, что уйма желающих уже ждет своей очереди.

6. Беспросветное рабство.

В Османской империи торговля невольниками была абсолютно легальной. По исламским законам запрещено обращать в рабство свободных мусульман. Поэтому рабами становились немусульмане, захваченные в плен в ходе войн. Большинство их завозили из Африки или с Кавказа, немало было и русских, украинцев и поляков.

За османскими рабами признавалось право на еду, одежду, имущество и жилье. Они могли получить свободу и даже достичь определенного социального влияния. Но все-таки рабство оставалось предельно жестоким. Сотни тысяч людей погибли от изнурительного труда. И это не считая жертв процедуры кастрации, применяемой для пополнения штата евнухов.

О том, насколько масштабной была смертность среди рабов, говорит тот факт, что из миллионов темнокожих невольников, в современной Турции проживает очень мало представителей негроидной расы.

7. Массовые уничтожения людей.

В Османской империи никогда не существовало дискриминации подданных в зависимости от веры или национальной принадлежности. Чиновниками зачастую становились греки и албанцы. Но когда турки чувствовали угрозу, жестокости их не было предела.

Селим Грозный, например, был недоволен активизацией шиитов, которые не признавали его авторитет и, вообще, могли быть шпионами Персии. Вследствие этого он вырезал почти все население восточной части империи. Около 40 000 непокорных шиитов были убиты, а их имущество разграблено. Жесткими репрессиями обернулись и попытки Греции добиться независимости.

С ослаблением мирового влияния империи ослабевала и былая терпимость к меньшинствам. К XIX веку массовые убийства стали гораздо более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда был организован и осуществлен геноцид армян, в ходе которого погибли 1.5 миллиона человек. После этих событий, которые геноцидом признаны далеко не во всем мире (в РФ не существует уголовной ответственности за отрицание геноцида армян со стороны вооруженных формирований Османской империи), в молодом государстве Турция остались жить и спокойно продолжили свое поколение десятки тысяч этнических армян (христиан), чьи потомки спокойно живут там и в наши дни. Таким образом, вопрос о направленном истреблении по национальному или религиозному признаку в поздней истории Османской империи неоднозначен.

Если вам интересны подобные материалы, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на наш канал!