3457 subscribers

Альберт Кан. Как американец провел индустриализацию в СССР

7k full reads
Индустриализация в СССР, это один из самых дорогостоящих проектов в истории.
Индустриализация в СССР, это один из самых дорогостоящих проектов в истории.

Слово «индустриализация» намертво прикипело к периоду сталинских преобразований в СССР в начале 30-х годов. При этом ни у кого не вызывает особых сомнений, что сделано это было благодаря мудрой политике компартии и лично товарища Сталина. Да, то, что американцы, немцы, итальянцы и прочие западные «друзья» нам помогали, так же хорошо известно, вот только роль их несколько недооценена. Фактически все, что было построено в СССР в те годы в рамках индустриализации, это работа американцев, при этом некоторые из них могли смело говорить — «советская индустриализации, это наша работа». Среди всех, кого можно особо отметить — Альберт Кан. Именно этот американец немецкого происхождения может считаться автором советской индустриализации.

Все началось еще на заре индустриализации, в 1928 году. В это время в Нью-Йорке уже 4 года работало советское акционерное общество Amtorg Trading Corporation, выполнявшее одновременно две функции — налаживание торговли между США и СССР, а так же консульскую работу, так как официально дипломатические отношения между странами установлены не были. Именно через Амторг осуществлялись закупки оборудования и образцов техники в США, а главное, изучался опыт организации работы промышленных предприятий. Надо сказать, что далеко не все, что делал Армторг было легальным. Так, например, с началом Великой депрессии в СССР приехал представитель «Форда» Чарльз Соренсен и, посетив Путиловский завод, с удивлением обнаружил, что на нем фордовские же механики нелегально собирали американские тракторы, выходившие из предприятия под маркой «Красный Путиловец». Увы, воспроизвести все детали Фордзона работникам не удалось, и качество советских копий было гораздо хуже американских оригиналов. Но надо отметить, что правительство СССР было крайне серьезно настроено на проведение промышленной революции в стране, поэтому в 1928 году группа московских инженеров приехала в Детройт и предложила компании Albert Kahn Associates, Inc. составить проекты производственных зданий и обучить этому советских специалистов за космическую по тем временам сумму — 2 миллиарда долларов (сегодня это было бы около 250 миллиардов). Для Альберта Кана, фактически отца детройтской промышленности, это был крупнейший контракт и он, конечно же, согласился.

В ближайшее время я отправлюсь в Москву со штатом из двадцати пяти специалистов-помощников. Затем мы поможем Советскому правительству организовать конструкторское бюро, которое будет включать около 4500 архитектурных и инженерных дизайнеров, выбранных в основном из русских, но также из Америки и других зарубежных стран. Бюро будет возглавлять глава Строительной комиссии Высшего экономического совета.

Мориц Кан

Альберт Кан, человек спроектировавший индустриализацию в СССР.
Альберт Кан, человек спроектировавший индустриализацию в СССР.

В феврале 1930 года в Детройте был подписан контракт, по которому Альберт Кан должен был разработать проекты будущих советских предприятий. Часть из них должны были быть реализованы в детройтской конторе, а остальное непосредственно в СССР. Для этого в страну советов выехала делегация американских специалистов во главе с братом Альберта Кана — Морицем. В Москве он открывает филиал Albert Kahn Associates, Inc., который получил название «Госпроектстрой». Именно здесь планировалось создавать проекты будущих предприятий, а так же обучать инженеров Советского союза на протяжении оставшегося срока первой пятилетки. Возглавил организацию еще один сотрудник компании Кана - Джордж Скримджер. На работу новой организации возлагались огромные надежды. Фактически именно Госпроектстрой должен был создать советскую промышленность, при чем сходу двойного назначения. Для этого правительство СССР не жалело ни денег, ни специалистов. Компания Кана отвечала за руководство 3000 проектировщиков по всему Советскому Союзу в Днепропетровске , Харькове , Киеве , Ленинграде , Новосибирске , Одессе и Свердловске , все они контролировались из Москвы. В общей сложности Госпроектсрой смог подготовить около 4000 специалистов и между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 521 объектов (по другим данным — 571) объект.

Госпроектстрой должен стать учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача – овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры.

Торгово-промышленная газета, июнь 1929 года.

СТЗ

Примерно так выглядит работа проектировщиков в 1930 году
Примерно так выглядит работа проектировщиков в 1930 году

Наверное, следует быть предметным и перечислить те предприятия, которые были созданы компанией Кана. Первый и, пожалуй, самый сложный проект — Сталинградский тракторный завод. Решение о строительстве предприятия было принято еще в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР. Однако, не имея ни опыта, ни необходимого ресурса, правительство СССР решило обратится к американцам. Проектирование предприятия было заказано Армторгом Альберту Кану в 1928 году. Завод был спроектирован в кратчайшие сроки, сооружен в США, затем размонтирован, перевезён в СССР и за 6 месяцев собран под наблюдением американских инженеров во главе с руководителем строительства Джоном Найтом Калдером. Американцы прекрасно понимали, что СТЗ имеет двойное назначение и относится к военным объектам. По этой причине сделка особо не афишировалось, Кан хотел сохранить конфиденциальность своего участия в проекте. Однако, дальнейшие перспективы сотрудничества в условиях экономического спада в США подталкивали компанию Кана к дальнейшей работе, ведь СССР платил исправно. И следующим крупным заказом стало строительство Челябинского тракторного завода.

Госпроектстрой существует всего только год. Раньше наше бюро в Детройте, насчитывающее в обычное время от 400 до 500 архитекторов, инженеров и чертежников, считалось самым большим в мире. Госпроектстрой сейчас насчитывает около 600 сотрудников в московском бюро, не считая студентов, еще 150 будут вскоре приняты. В бюро в Ленинграде – 300 сотрудников, в Харькове – 100

Мориц Кан

ЧТЗ

Американцы на советском производстве.
Американцы на советском производстве.

29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Место для этого было идеальным. Копейск должен был обеспечивать завод дешевым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат — чугуном и коксом. В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий Челябинский Тракторный Завод должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов. Производственная мощность предприятия была определена в 40 тысяч машин в год. По объемам выпуска ЧТЗ должен был в полтора раза превосходить строившиеся Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые. Само собой, самостоятельно спроектировать столь грандиозное предприятия СССР не мог, поэтому обратился за помощью все к тому же Кану. В Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», в котором 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ. 7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено. А уже 10 августа 1930 года в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха. В оснащении Челябинского Тракторного Завода оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии. Само собой, советские предприятия не оставались в стороне. На строительство ЧТЗ ушло всего три года и 1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина" — крупнейшего проекта в СССР.

очень важно отметить, что работа американских специалистов… была не консультативной работой, а фактическим руководством всем строительством и связанными с ним различными операциями.

Газета "За индустриализацию", 5 июля 1930 года.

ХТЗ

Харьковский тракторный завод, еще одно детище Госпроектстроя.
Харьковский тракторный завод, еще одно детище Госпроектстроя.

К строительству Харьковского тракторного завода правительство СССР подходило уже с некоторым наработанным опытом, в первую очередь — СТЗ. Изначально планировалось, что новое предприятие будет копией Сталинградского. Однако, главный инженер строительства Леон Эвис Сваджиян (американец армянского происхождения, но до эмиграции жил в Турции, а не в России) столкнулся с рядом трудностей, в частности с поставкой стали, поэтому проект пришлось перелопачивать и использовать железобетон. Для адаптации СТЗ в Харьков было направлено около сотни специалистов Госпроектстроя, работу которых курировал Мориц Кан. Проектировщикам удалось решить проблему с поставками необходимых инструментов - их просто производили на месте (первым был возведен именно инструментальный цех). Таким образом, завод как бы строил сам себя. Это был существенный вызов не только для советских строителей, но и для американцев. Нельзя было, как они привыкли, просто взять и заказать по каталогам все необходимое и спокойно дожидаться поставки в срок. То, что могло быть изготовлено на месте, следовало изготовить самостоятельно. В итоге, преодолев все препятствия, завод был открыт 31 сентября 1931 года, менее чем через два года, после начала строительства.

ГАЗ и Москвич

Первый центр автомобильной промышленности СССР - Горьковский автозавод.
Первый центр автомобильной промышленности СССР - Горьковский автозавод.

Среди тех заводов и предприятий, спроектированных компанией Альберта Кана, названия которых у всех на слуху — Горьковский автомобильный завод. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Выбор проектировщика был очевиден, так как Кан, фактически, и построил заводы Форда в США. На время строительства ГАЗа (1929-1932 годы) ВСНХ приняло решение построить завод по «отверточной» сборке Фордов. Этим предприятием стал Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ) — фактически филиал ГАЗа. Его возвели по проекту Альберта Кана. Самостоятельным предприятие станет в 1939 году, а в 1945 году сменит название на «Московский завод малолитражных автомобилей». Привычным АЗЛК Москвич станет в 1968 году.

Список предприятий, которые были созданы компанией Альберта Кана огромен. Тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (с 1936 г. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральская асбестовую фабрику и многие другие. Логичен вопрос... Если Альберт Кан и его брат сделали так много для советской индустриализации (скажем прямо, они её и сделали), то почему Albert Kahn Associates, Inc. не фигурирует в учебниках истории? Ответ прост — деньги.

Промышленные районы, созданные в период индустриализации по проектам компании Альберта Кана.
Промышленные районы, созданные в период индустриализации по проектам компании Альберта Кана.

Те 2 миллиарда долларов, которые были выделены компании Альберта Кана на проведение индустриализации в СССР, страна зарабатывала продажей хлеба. Сталин писал Молотову в августе 1930 года: «Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1 — 1,5 миллиона пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же [норму] ежедневного вывоза до 3 — 4 млн. пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба». И вывоз форсировали. В 1930 году СССР поставил за границу 4,8 миллиона тонн зерна, а в 1931 уже 5,2 миллиона. При этом, сборы урожая сокращались, а потребности города росли. Руководство СССР стало понимать, что индустриализация обходится слишком дорого.

Высшему руководству стало постепенно ясно, что если строительство промышленности и дальше пойдет в том же темпе, то однажды промышленность будет построена, а население вымрет

Рудольф Волтерс

Вопреки распространенному у наших соседей мнению, голод 32-33 годов в СССР не был целенаправленной политикой, а явился результатом просчетов и ошибок руководства страны в процессе коллективизации.
Вопреки распространенному у наших соседей мнению, голод 32-33 годов в СССР не был целенаправленной политикой, а явился результатом просчетов и ошибок руководства страны в процессе коллективизации.

В августе 1931 года Сталин писал Кагановичу: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, ЛМО и Автостроя». Лазарь Каганович, спустя некоторое время пишет ответное письмо: «Выяснилось, что 80—90% заказов для Челябстроя можно разместить в Англии». С этого момента СССР начинает переориентироваться на Европу и истекший контракт с американцами не продлевают. Попытка Альберта Кана лично добиться продолжения сотрудничества успеха в Москве не имела, и сотрудники фирмы покинули Москву. Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться и представляли собой значительную часть планов второй и третьей пятилеток. Но первую скрипку в сотрудничестве с СССР стали играть не американские, а европейские, в первую очередь немецкие, фирмы. В 1935 году на советских промышленных предприятиях работали 1719 немцев, 871 австрийцев и только 308 американцев.

Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро. <...> Из 300 работников очень немногие являются опытными, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединённых Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство.

Из писем Альберта Кана

Коллекционный номер журнала Architectural Forum, с автографом Альберта Кана
Коллекционный номер журнала Architectural Forum, с автографом Альберта Кана

Нет сомнений, многие из вас останутся в плену советской пропаганды, всячески принижавшей роль американцев в целом и Альберта Кана в частности в осуществлении индустриализации страны. Нет ничего дурного в этом, ведь компания Кана получила огромные деньги за свою работу, а прочей благодарности ему никто не обещал. К тому же, в процессе формирования советского общества было важно подчеркивать то, что мы все создали сами. В конце-концов, на стройках работали десятки тысяч советских граждан, они принимали участие в управлении, координации и проектировании. Разве не мы сами это сделали? Но давайте будем честны сейчас, без Альберта Кана подобной индустриализации не случилось бы. Кто знает, как развивались бы события Великой Отечественной войны, если бы не размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, за Уралом.

Один из выдающихся советских архитекторов Виктор Веснин. Ему хватило смелости написать вдове Кана. Ни Цветаев, ни Орджоникидзе, ни, само собой, Сталин, не выразили соболезнования.
Один из выдающихся советских архитекторов Виктор Веснин. Ему хватило смелости написать вдове Кана. Ни Цветаев, ни Орджоникидзе, ни, само собой, Сталин, не выразили соболезнования.

Альберт Кан скончался в 1942 году. Его заслуги перед СССР не были признаны. Единственное письмо с соболезнованиями было отправлено архитектором-конструктивистом Виктором Весниным, человеком, который курировал советскую деятельность фирмы Альберта Кана.

Альберт Кан оказал нам огромную услугу в проектировании большого числа заводов и помог нам приспособиться к американскому опыту в сфере промышленного строительства. Советские инженеры и архитекторы будут всегда и с большой теплотой вспоминать имя Альберта Кана, талантливого американского инженера и архитектора.

Виктор Веснин. Письмо вдове Альберта Кана.