Россия отказалась от "ядерных" поездов.

3 October 2018

Сотрудники группы специального назначения "Вымпел" ПГУ КГБ СССР. Архивное фото.
Сотрудники группы специального назначения "Вымпел" ПГУ КГБ СССР. Архивное фото.

В начале января 1990 года на тот момент совершенно секретное подразделение Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР «Вымпел» получает задачу найти и условно уничтожить боевой железнодорожный ракетный комплекс "Молодец", уникальный образец советской инженерной мысли, по простому "атомный поезд". Задачу поставили так: "Вот вам район, работайте…"

Значительная протяженность границ и огромные территории нашей страны обусловили важность железнодорожного сообщения. А, как известно, там, где мирное, там и военное.

Платформа спецпоезда «Терек» с установленным на ней танком Т-62, февраль 2003 г.
Платформа спецпоезда «Терек» с установленным на ней танком Т-62, февраль 2003 г.

В самое тяжелое для нашей страны время железная дорога брала на себя основную нагрузку по переброске войск, вооружения и грузов.

Транспортными задачами «железка» не ограничивалась. Для защиты эшелонов создавались бронепоезда (концепция их применения зародилась еще в 19 веке), которые своей огневой мощью не раз решали исход сражений.

Кстати, современные потомки бронепоездов времен Великой Отечественной войны принимали участие в первой и второй Чеченских войнах.

Россия отказалась от "ядерных" поездов.

С врагом можно и нужно бороться не на своей территории (это уже крайняя мера), а за ее пределами на дальних подступах. А в качестве превентивной меры лучше устрашить настолько, чтобы у противника даже мысли о "кнопке" не возникало, вот здесь то и пригодились «ракетные поезда».

Рекомендуем: Как Америка решила уничтожить СССР, и что такое «Снежок». Гриф снят.

А где же наш «Молодец»?

БЖРК "Молодец" в музее.
БЖРК "Молодец" в музее.

Среди всего многообразия поездов и вагонов, бесконечных железнодорожных веток и перегонов советские конструкторы решили спрятать ядерную «дубинку» с говорящим именем «Молодец».

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что… и получи за это государственную премию. Именно так можно было охарактеризовать полученное конструкторами задание от военных. И справились же, создав уникальное оружие, аналогов и конкурентов которому в мире нет и вряд ли будет.

Испытательный пуск ракеты комплекса "Скальпель".
Испытательный пуск ракеты комплекса "Скальпель".

В тех учениях сотрудники ГСН «Вымпел» задачу как всегда выполнили. Применив оперативную смекалку и профессионализм, они обнаружили поезд и условно его уничтожили.

Рекомендуем: Снайперы из охраны Путина побывали в Сирии.

И если советским спецназовцам пусть и с трудом, но все-таки удалось обнаружить БЖРК, то вероятному противнику со всеми его разведывательными возможностями, это оказалось не под силу.

Мы обязательно расскажем Вам от тех уникальных учениях в одном из последующих материалов.

Где-то в «укрытии» под тенью бескрайних русских лесов стоит «обычный» ж/д состав с вагонами-рефрижераторами или мощные тепловозы тянут очередной «товарняк»… но поступает боевой приказ и БРЖК покидает укрытие, уходит на одну из 200 площадок, которые до 1991 года были сформированы на территории Костромской и Пермской областей, Красноярском крае (три дивизии – 12 БЖРК).

Россия отказалась от "ядерных" поездов.

Команда на пуск получена, крыша «вагона открывается, выдвигается специальное устройство, которое сдвигает в сторону контактную сеть, твердотопливная ракета РТ-23 (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель") в транспортно-пусковом контейнере занимает вертикальное положение…пуск! и МБР с разделяющейся головной частью на 10 боеголовок (по 500 килотонн каждая) стремительно преодолевает расстояние в 11 000 км и успешно поражает цель.

Россия отказалась от "ядерных" поездов.

Их проверяли и на воздействия ЭМИ (эксперимент "Сияние" в 1991 году) и на устойчивость к взрывной волне (эксперимент "Сдвиг", подрыв 100 тысяч мин в 650 м от поезда)… нарушения боевых процедур допущено не было.

Знаменитые советские БЖРК, боевое развертывание которых было завершено в самое неблагоприятное время развала Союза, оказались фактически первыми в американском списке на ликвидацию в рамках разного рода договоров о сокращении наступательных вооружений.

Россия отказалась от "ядерных" поездов.

Современная действительность БЖРК не столь радужна, как хотелось бы. Снижение финансовых затрат на развертывание современных ракетных поездов «Баргузин» с МБР РС-24 «Ярс» на борту (меньший вес ракеты позволяет отказаться от дополнительных демаскирующих колесных осей и необходимости специальной подготовки железнодорожного полотна) все-таки не позволило «уместить» его в финансовые рамки Государственной программы вооружений. Проект по возрождению «атомных поездов» был заморожен на неопределенный срок, как и столь ненавистный Западом ядерный комплекс «Рубеж».

Приоритетом государства до 2020 года стали озвученные президентом системы вооружений, ракетные, и лазерные. От поездов не отказались совсем, но перспективы их туманны.

Понравилось? Ставьте "лайки" и подписывайтесь.
Поддержите нас "кликами" по рекламе.
Заходите в крутой канал в Telegram!

На последок хорошее видео под хорошую музыку.