Эволюция телевизионного детектива

05.01.2018

Детективы — бесспорно, самый популярный сериальный жанр: уверены, каждый из нас смотрел хотя бы один эпизод какого-нибудь процедурала. За время своего существования жанр значительно эволюционировал: некоторые сериалы далеко ушли от классической схемы поиска убийцы, другие вообще могут убить главного героя, чтобы потом воскресить (спойлер: это не Джон Сноу). Сориентироваться в этом непросто — но мы попробуем. А поможет нам онлайн кинотеатр ShowJet, собравший в своей коллекции самые интересные детективные проекты последних лет.

В тихом омуте…
Классический сюжет про убийство в маленьком городке уже успел превратиться в отдельный поджанр со своими обязательными атрибутами. Всё началось с культового «Твин Пикса»: громкое преступление будоражит тихий, мирный городок, и подозрение падает на… всех вокруг. Ещё один образцовый пример — британское «Убийство на пляже». Идиллию курортного Бродчёрча нарушает убийство мальчика. Два детектива (Оливия Колман и Дэвид Теннант) начинают расследование. Чем глубже они копают, тем больше тайн находят, а местные жители из идеальных соседей постепенно превращаются в параноиков, лжецов и преступников.
Любителям более мрачных историй с налётом мистики подойдёт «Фортитьюд». Здесь в роли маленького городка — райский арктический Фортитьюд, а отправным событием становится жуткая расправа над учёным. Детективов тут тоже два: местный шериф и приезжий инспектор в исполнении Стенли Туччи. Зато загадочных событий и белых медведей на фоне северного сияния гораздо больше.

В стиле ретро
Хотя один известный высокоактивный социопат и завоевал наше сердце виртуозным использованием новых технологий, образ детектива всё равно в первую очередь ассоциируется с длинным плащом, шляпой и работой в тусклом полицейском участке. Всё-таки есть особенное очарование в расследованиях по старинке: без Googleи айфонов.

 Или даже без ДНК-экспертизы: сегодня с этого начинается любое следствие, а вот в 1983-ем, если верить сериалу «Код убийцы», мир ещё не знал о таком методе. И пока полицейские копаются в бумажных архивах и опрашивают свидетелей, генетик Алек Джеффрис (его блестяще сыграл Джон Симм, известный по роли в культовом ретро-детективе «Жизнь на Марсе») в своей лаборатории готовится совершить революцию в криминалистике — расшифровать код убийцы.

Если же вам просто хочется старой доброй Англии без научных открытий, то советуем обратить внимание на «Главного подозреваемого 1973». Приквел одноимённого популярного сериала с Хелен Миррен в главной роли с первых кадров погружает зрителей в атмосферу 70-х: пышные прически и винтажные кресла, брюки-клёш и вязаные свитера, ретро-авто и винил. Полиция Лондона работает под аккомпанемент Pink Floyd, Deep Purple и The Animals, а юная Джейн Теннисон полна решимости доказать: хоть на дворе 1973-й, она способна дать фору любой феминистке из 2017-го.

Книга — лучший подарок
Почти беспроигрышный вариант для создателей сериалов — экранная адаптация детективного бестселлера. Да, есть немало примеров откровенно плохих экранизаций, но всё же добротный сюжет, «обкатанный» на читателях, — значительный шаг к успеху проекта. Особенно, если речь идёт о королеве детективов — Агате Кристи. Сериал «Партнёры по преступлению» основан на романах, посвящённых похождениям супругов Бересфордов, сыщиков-любителей. Томми и Таппенс были любимыми персонажами великой писательницы наряду с мисс Марпл и Эркюлем Пуаро. Отличительная черта «Партнёров» — иронический тон: в сериале забавно обыгрываются многие детективные клише.
Современные Агаты Кристи и Конан Дойлы — шведские авторы, которые, как никто другой, разбираются в закручивании интриги. Сериал «Прилив» основан на дебютном романе Рольфа и Силлы Бёрлиндов, написавших серию книг о расследованиях кадета полицейской академии Оливии Рённинг и детектива-ветерана Тома Стилтона. Первым делом героев становится леденящая кровь история жуткого убийства (кстати, опять на пляже) беременной женщины, растянувшаяся на 25 лет.

Дамы начинают и выигрывают
В эпоху расцвета феминизма трудно представить, что когда-то женщина на позиции лидирующего персонажа в сериале воспринималась как нечто революционное. Прекрасные героини успешно вытесняют коллег-мужчин с первого плана: особенно в детективах, где женская логика становится главным оружием против преступников.
Анна Трэвис (Келли Райлли) из сериала «Вне подозрений» — классическая экранная женщина-детектив: амбициозная, строптивая — ещё и рыжеволосая. Придумала эту героиню писательница Линда Ла Плант, автор не одного десятка книг о женщинах в полиции. Каждый день Анне приходится доказывать суровому боссу и всем вокруг, что мисс Трэвис — это не только милое личико. А ещё ведь и маньяка надо ловить.

В отличие от Анны, Стелле Гибсон («Крах»), грозившей затмить Дану Скалли в карьере Джиллиан Андерсон, не нужно ничего никому доказывать: она уже респектабельный столичный детектив, приехавший в Белфаст, чтобы вычислить убийцу — примерного семьянина Пола Спектора (Джейми Дорнан), который по ночам душит девушек. В работе Стелла не использует никаких этих женских штучек: она суровый профи, который много пьёт, матерится и спит, с кем захочет. Преступника Гибсон раскусит довольно быстро — а вот ловля займёт куда больше времени.

Характер — нордический
Нордический нуар, мрачная история в холодных северных оттенках: за красивыми названиями скрывается один из самых популярных типов детектива — скандинавский. Эти проекты отличает остросоциальный подтекст и своя атмосфера, которую уже несколько лет безуспешно пытаются воссоздать голливудские ремейки.
Мировой славой скандинавские детективы обязаны культовому сериалу «Мост». Сильная женщина в центре сюжета, прогнившее общество, экстремальное насилие, персонажи с горой скелетов в шкафу и шокирующее преступление, совершённое с особой жестокостью — в наличии все основные признаки жанра. На мосту между Данией и Швецией найден труп, и поскольку преступление подпадает под юрисдикцию обоих государств, расследование поручают следователям из разных стран.

Интернациональность — ещё одна черта скандинавских детективов (сказываются тесные связи внутри Евросоюза). Яркий пример — «Команда», сериал о совместной работе лучших полицейских Старого Света. Благодаря этому шоу мы, в частности, узнаем, что в Европе есть аналог Интерпола — Европол. Компанию двух сильных женщин здесь разбавляет Ларс Миккельсен — тот самый шантажист Чарльз Магнуссен из 3 сезона «Шерлока» и старший брат Мадса Миккельсена.

Очень странные дела
Мистика и детектив — два жанра, объединенных тайной, а потому отлично дополняющих друг друга. В центре сюжета обычно оказывается закоренелый скептик, который вместе со зрителем пытается ответить на вопрос: что за чертовщина тут творится?

Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»стал вдохновением для множества фильмов и сериалов. В триллере «Хроники Франкенштейна» инспектор Джон Марлотт (Шон Бин) расследует одно из самых жутких преступлений в истории кино: в Лондоне найден труп создания, сшитого из частей других тел. Кто или что сотворило подобное? Помогать найти правду будет сама Мэри Шелли! Хотя главный вопрос, конечно, в другом: доживёт ли Шон Бин до финала?

Если в Лондоне зло прячется в трущобах и тёмных переулках, то в деревенской глуши может разгуляться по полной. Например, в городке Сильверхёйд («Тайны Сильверхёйда»), окружённом зловещим лесом. Детектив Ева Торнблад расследует исчезновение местного мальчика, и это дело для неё очень личное: 7 лет назад она потеряла дочь, которую так и не нашли. Классику жанра (лес, туман, пропавшие дети) здесь дополняет атмосфера всеобщего безумия, присущая только скандинавским сериалам.

Новое слово в жанре
После всего вышесказанного, казалось бы, детективному жанру трудно предложить зрителю нечто по-настоящему новое. Однако сценаристы находят выход.

Так, в сериале «Тишина» в роли следователя выступает глухая девушка Амелия, случайно ставшая свидетелем убийства. Кажущийся недостаток героини превращается в преимущество, если не сказать суперсилу: Амелия умеет читать по губам и замечает то, чего не видят остальные. Мы переживаем расследование с её точки зрения — и это один из самых необычных ракурсов, в которых можно представить детективную историю.

Конспирологический триллер «Утопия» — энциклопедия того, как нужно строить сюжет, чтобы удивить зрителя. Многие поспорят, можно ли считать этот сериал детективом, однако вспомним основной признак жанра — наличие загадочного происшествия, обстоятельства которого надо выяснить. Вопросов, требующих ответов, в «Утопии» хоть отбавляй: откуда взялась таинственная рукопись, чего хочет секретная организация «Сеть» и наконец кто такая Джессика Хайд?