Автопром дышит на «Ладу»

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru
После кризисного падения автомобильного производства российский автопром растет второй год подряд. Но накопленный провал в 64% отыграть не удастся — в 2019 году рост производства замедлится втрое из-за падения спроса: у россиян нет денег на авто.

Российский автопром вырос в 2018 году на 14%, радостно доложил президенту Владимиру Путину глава Минпромторга Денис Мантуров, придя к нему в Кремль 24 февраля. Это при том, что в среднем производство в обрабатывающем секторе промышленности увеличилось лишь на 2,6%.

«Автопром — чемпион», — почему-то добавил Мантуров. Хотя железнодорожное машиностроение прибавило намного больше — 23%. Но министру хотелось похвастать именно результатами в автомобильном производстве — ведь в отрасль в последние годы направлены беспрецедентные субсидии:

  • в 2015 году 50 млрд рублей, в 2016-м — 137,7 млрд, в 2017-м — 162 млрд, в 2018-м — 135 млрд.

Недопустимо, чтобы президент усомнился в их целесообразности, как это сделала, например, экс-глава Счетной палаты, а ныне вице-премьер РФ Татьяна Голикова: в 2016 году она заявила, что «те средства, которые были выделены в рамках 2015 года, не позволили стабилизировать ситуацию», а «только остановили падение» производства.

«Лада» лидирует

Теперь все не так, уверен Мантуров: в 2018 году в РФ произведено 1,75 млн автомобилей, а в 2017-м — всего 1,53 млн. «Это результат многолетней работы, связанный с мерами государственной поддержки и восстановлением экономики», — заявил глава Минпромторга.

Однако скорее это результат многолетнего обвала отрасли: с 2012-го по 2016 годы производство автомобилей в РФ сократилось на 64% — с 2,24 млн до 1,37 млн штук.

Падение продолжалось до 2017 года и вот уже второй год понемногу растет, но до прежних результатов еще очень далеко.

Продажи машин тоже растут, хотя и меньшими темпами — на 12,8% за год, до 1,8 млн единиц, 85% рынка занимают автомобили, произведенные на территории России.

«И безусловный лидер — «Лада»?» — президент сам подсказал министру ответ.

«Лада Веста», — уточнил Мантуров. — А также «Лада Гранта».

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году россияне приобрели 360 тысяч единиц продукции «АвтоВАЗа» (рост по сравнению с 2017-м на 16%). Из них машин марки «Лада Веста» — 108 тысяч, «Лада Гранта» — 106 тысяч. Никто из других производителей даже близко не подошел к этому результату: Kia прибавила 25% (продано 228 тысяч машин), Hyundai — плюс 13% (179 тысяч).

Патриотизм от бедности

Патриотичные предпочтения россиян объясняются их бедностью: реальные доходы населения сократились с 2014 года на 13%. А цены на автомобили стабильно растут, причем иномарки дорожают стремительнее, чем российские авто. Средняя иномарка в 2018 году стоила 1,65 млн рублей, а отечественное авто — 625 тысяч — в 2,64 раза дешевле.

К тому же для покупателей российских машин действует несколько стимулирующих программ. Например, государство субсидирует 6,7% банковской ставки по автокредитам на новые автомобили отечественного производства. К примеру, если банк дает гражданину деньги под 17,7% годовых, то сам покупатель машины заплатит только 11%.

И несмотря на это, отечественные автомобили занимают меньше 20% рынка.

В 2019 году рост рынка существенно замедлится, считают эксперты АЕБ — спрос увеличится на 3,6%, до 1,87 млн новых машин. И по итогам 2019 года Денису Мантурову вряд ли удастся порадовать Владимира Путина двузначными показателями роста автопрома, считают в АЕБ. Инфляция и продолжающееся падение доходов отбивают у россиян желание покупать новые авто.