1140 subscribers

Болгария примеряет «корону» и «цифру» (2)

767 full reads
1,7k story viewsUnique page visitors
767 read the story to the endThat's 44% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Болгария примеряет «корону» и «цифру» (2)

(ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. НАЧАЛО – ЗДЕСЬ)

На нас на всех «надели ошейник цифрового трансгуманизма», как образно выражается Андрей Девятов теоретик нового политического учения (а скорее, мировоззрения) под названием «небополитика».
Мирная Болгария и система образования этой страны также не избежали печальной участи – цифровизации и дистанционного обучения. Но у болгар, несмотря на вездесущее око Брюсселя, существует и свой взгляд на вещи…

Сельская школа в Южной Болгарии (Златоград, построена в 1852 г.)
Сельская школа в Южной Болгарии (Златоград, построена в 1852 г.)
Сельская школа в Южной Болгарии (Златоград, построена в 1852 г.)

«Образование и цифровое оболванивание» – именно так своё эссе, предназначенное для читателей этого блога и переведенное мною с болгарского, назвала его автор Теменуга Маринова – болгарская поэтесса, писательница, переводчица и педагог. Она сеет «разумное, доброе, вечное» в одной из школ болгарского города Варна. И поэтому сама лично, лицом к… монитору столкнулась с тем, что называется дистанционным обучением.

(В обиходе этого «зверя» по-русски называют попросту дистанционкой. Это же слово употребляют и учителя русского языка в Болгарии. Но в нашем «псевдорусском» языке уже появилось новое «гордое» наукообразное слово – «дистант»! Во как! Это вам не баран чихал!)

Теменуга Маринова вместе со своими учениками пережила все «прелести» вынужденной изоляции и этого самого дистанта, а поэтому знает, о чём говорит. Ей слово!

Теменуга Маринова
Теменуга Маринова
Теменуга Маринова

ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИФРОВОЕ ОБОЛВАНИВАНИЕ

Вряд ли кто-нибудь может оспорить тот факт, что образование является основой современного общества. Что же касается древних времён, то нам упорно внушают, что грамота была доступна лишь избранным. Однако многочисленные достижения в области архитектуры, инженерии, натурфилософии и искусства не были бы возможны, если бы для их воплощения использовались полные невежды. Не случайно в одном из египетских папирусов находим подробный рассказ о ребенке Пеопи, который идет в школу.

Просвещение вменялось в обязанность аристократии, потому что она отдавала себе отчет в том, что таким образом обеспечивает себе более спокойную среду для существования. Конечно, высокие знания были доступны не каждому…

Болгарская школа в середине XIX столетия
Болгарская школа в середине XIX столетия
Болгарская школа в середине XIX столетия

Во время турецкого рабства, между XIV и XIX веками, когда Болгария не существовала как государство, у нас было более 100 монастырских школ, в которых обучение велось на греческом и церковнославянском языках. Часто люди продавали последний кусок земли, чтобы дать образование своим детям. В условиях полной экономической и культурной зависимости на такое был способен только тот народ, у которого существуют вековые традиции книжности. Чтобы нас сломать, надо изменить наш генофонд.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — Солунские братья
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — Солунские братья
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — Солунские братья

Функции образования – формировать умение мыслить, характер личности и её физические навыки. И эти функции остаются неизменными. Передача знаний лишь сопутствует этому. Большинство из нас забыли, чтó именно они изучали по математике в 11 классе, но прекрасно помнят своих учителей. Их поведение, особенности характера, то, как они одевались, их реакции в определённых ситуациях. Даже учитель, требующий от учеников послушания, в сущности, воспитывает критическое мышление.

Дети нуждаются не только в семейных, но и в социальных авторитетах, которыми являются учителя. Убери из образования человеческий фактор, и оно перестанет существовать. У цифрового обучения только одна цель – фильтровать информацию. Учителя вынуждены делать абсолютно бессмысленную работу, потому что любой может прочитать всё, что ему нужно, в интернете. И выучить, если захочет. Именно, если захочет. В условиях цифровизации учитель лишен возможности быть вдохновителем. Скорее всего, он станет блогером.

Сознательно не касаюсь темы вреда от долгих часов, проведенных перед монитором. Те, кто так озабочены нашим здоровьем, должны ответить нам на некоторые вопросы…

Болгария примеряет «корону» и «цифру» (2)

Школа, вероятно, будет трансформироваться. Но не сейчас, поскольку WorldWideWeb создан для коммуникации и, по идее, абсолютно неприменим для целей образования. Это всё равно, что лить воду в плоскую тарелку.

Школа – консервативаная структура, и ей следует сохранить свой консервативный характер, потому что только так можно создать здоровую общественную основу. Если мы не хотим, чтобы одичавшие толпы убивали друг друга камнями. Или хотим?

Болгария примеряет «корону» и «цифру» (2)
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья