1278 subscribers

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ МОЗГА, ИЛИ «УМНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!»

282 full reads
370 story viewsUnique page visitors
282 read the story to the endThat's 76% of the total page views
3 minutes — average reading time
ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ МОЗГА, ИЛИ «УМНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Илья Карпенко

Интернет охватывает человечество всё шире, глубже, сильнее. Овладение «людскими массами» и сферами нашей жизни всё масштабнее, а глубина погружения в сети всё бездоннее. Увеличивается скорость передачи данных и их доступность. Интернет становится действительно глобальным. Таких масштабов ещё вчера мы не могли себе представить даже в самом фантастическом сне…

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ МОЗГА, ИЛИ «УМНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!»

ПРО «АРБУЗ» И «СВИНОЙ ХРЯЩИК» …

За последние буквально пару-тройку лет объем информации, поступающей к нам через интернет («А откуда же ещё?» – удивлённо вскинет брови современник. – «Не из газет же!»), вырос в десятки раз, а скорость её поступления и обновления – в сотни раз.

Телевидение современным поколением рассматривается как безнадёжно устаревший формат. Его восприятие формируется приблизительно так же, как когда-то складывалось отношение к кино, а до этого – к театру. Ну да, ТВ – это приятное для глаза (и редко для ума) времяпрепровождение, не более того…

Из последних анекдотов:
…Недавно гостил у дочери. Когда я попросил у нее газету, то она ответила:
— Папа, это 21 век! Возьми мой IРаd!
Что сказать... Та муха так и не поняла, что её убило...

Юзеры – пользователи сети – становятся всё требовательнее, а их требования – всё разнообразнее. Более того, как снежный ком растёт разнообразие «классов», «категорий», видов и подвидов самих этих пользователей.

Естественно, бешеными темпами меняется контент, его виды и их многообразие. Текст остаётся; по «валовому объёму» его может быть даже больше, чем раньше. Но параллельно с текстами (и новыми их жанрами) появляются новые виды контента и его презентации: фото, видео, рисунки, коллажи, стикеры, мемы, фото- и видеоприколы, хештеги, баннеры...

Задействуется известный ещё с древности принцип, который Пьер Корнель в разборе своей пьесы «Сид» (1660) определил так:

Увиденное трогает куда сильнее, нежели только рассказанное.

Таким образом, рассказ считался недостаточно эффективным способом «воздействия на реципиента» уже в эпоху классицизма (что проявлялось через театральное действо, другие формы искусства и т. д.).

То есть мы можем сто раз услышать рассказ о каком-либо факте, событии, «персонаже» (в широком смысле), но если мы это увидим (на фото, видео, селфи и проч.), мы поверим в это быстрее и «безоговорочнее», а эффект от восприятия будет молниеноснее и глубже. Хотя понятно, что речь здесь идёт о разных типах восприятия, и при этом ни один из них не отменяет другого. Как говорится, «кому что ближе…»

Или по-другому, словами русской пословицы:

«У всякого свой вкус: кто любит арбуз, а кто – свиной хрящик».

Так вот, если определить текст как «арбуз», а фото-, видео- и прочий визуальный контент – как «свиной хрящик», то современный юзер предпочтёт «хрящик». Именно поэтому этот «визуальный хрящик» и стал таким востребованным…

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ МОЗГА, ИЛИ «УМНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!»

КАК ЧИТАЮТ В ИНТЕРНЕТЕ?

По большому счёту, за последние несколько лет «сущностные характеристики» интернет-чтения не изменились, а онлайновые тексты в сравнении с традиционными (печатными) никаких изменений не претерпели.

Что характеризует типичный интернет-текст? На первом месте, прямо в заголовке – спрессованное «о чем речь» и банальное «завлечь». Далее – короткий текст на один-два экрана, простенький по форме изложения и с минимумом «формалистического» давления на мозг, при очень агрессивной форме подачи информации. Сами тексты становятся всё короче – ну да, длинные никто не читает…

Что характеризует интернет-пространство? Конечно, это многоканальность (использование различных носителей — IPad’ов, айфонов, планшетов, ноутбуков); мультимедийность (различные визуальные образы – то, о чём я уже сказал); интерактивность (активный взаимообмен в соцсетях, чатах и проч.), бóльшая свобода контента и легкость в обращении с ним.

Принципиально важной особенностью интернет-текстов является пресловутый вертикальный скроллинг (в отличие от «горизонтальности» традиционных бумажных носителей). Примечательно, что этот вертикальный способ письма и чтения (в свитках) является более древним. Возьмите хотя бы ту же Тору…

Хотя за последние годы многое изменилось (например, помимо «скроллинга» появилось понятие «дочитывания» и проч.), особенности чтения в интернете остались теми же. А именно: главные страницы сайтов «скроллят» сильнее; «умные» интернет-пользователи читают более двух экранов (более 4 тыс. знаков), а любители «хрящика» – менее; глубина просмотра страниц на сайте интернет-издания составляет, как правило, три-четыре страницы.

Как было сказано, меняется и структура текста, который выстраивается под современного читателя, его «клиповое» мышление и потребительские навыки. Также меняется и поведение читателей, причем радикально. Ведь сегодня «читатель» превратился в «пользователя». (Или, на английский манер, «юзера», который, соответственно, не читает, а «юзает»).

Он теперь и читатель, и слушатель, и зритель, и фотограф, и стример, и блогер… То есть активный участник и соучастник, творец и «житель» этого беспредельного пространства — интернета!

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ МОЗГА, ИЛИ «УМНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!»

А ЧИТАЮТ ЛИ?

Ответ на этот вопрос прост:

«— Ау! Вы ещё здесь? Значит, ещё читают!!!»

Конечно, интернет изменил тексты, приспособил их под современного читателя, они стали короче и жёстче. Однако жизнь показывает, что как раньше, так и теперь умных читателей (назови их хоть «пользователями», хоть «юзерами») в интернете меньше не становится. Просто происходит банальная фильтрация на «умных» и «красивых»…

Из бородатых анекдотов:
Лев, царь зверей, собрал всех животных на большой поляне и приказал:
— Красивые – налево, умные – направо!
Все звери разделились на две группы. Только обезьяна мечется туда-сюда.
Лев ей говорит:
— Ты что, обезьяна?
— А что мне, разорваться, что ли?!
ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ МОЗГА, ИЛИ «УМНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Александр Малютин – мой друг, коллега, бывший главред «Известий» и «дедушка» отечественной интернет-журналистики, ещё несколько лет назад объяснял мне (а я – вам), чем отличается поведение в сети «юзера-дурака» от поведения умного «юзера», который благодаря интернету может и любую информацию добыть, и обучиться, и денег заработать. Ну или просто душевно отдохнуть, насладившись качественным текстом

Конечно, когда ты сидишь в интернете, то находишься во многом в придуманном виртуальном мире. Но если ты при этом читаешь новости, аналитику или приличную литературу, то удаляешься от реального мира не так уж далеко, – считает Александр Малютин.

Однако в последние годы в связи с колоссальным увеличением количества интернет-источников стала проявляться ещё одна любопытная тенденция. Появилась новая «привычка юзера»: если раньше информацию черпали из двух-трёх более или менее знакомых сайтов, то сейчас «продвинутый» интернет-пользователь задействует гораздо большее их количество.

По сути, таким образом читатель берёт на себя те функции, которые раньше выполнял добросовестный журналист. Который сравнивал разные мнения, сопоставлял информацию из различных источников, стараясь быть максимально отстранённым и по минимуму – тенденциозным. Сейчас же всё изменилось, и зачастую текст «продающий» не сразу отличишь от текста информационного. Вот и приходится умному читателю «выкручиваться» самому…

Кроме того, человек, как известно, существо «стадное». Вот и получаем мы одни и те же ссылки и «приколы» от самых разных друзей из разных концов света. Александр Малютин подтверждает:

Сам выбор текстов часто обуславливается тем, что человек хочет быть в курсе мейнстрима, не выглядеть “лохом”. Поэтому он читает то, что на слуху, актуально, общеизвестно. А значит, есть повод обсудить, пообщаться. Это так называемый эффект подтверждения. Я это называю “перекличкой своих”.

Кроме того, интернет-пользователь может «черпать» из интернета мнения, которые потом удобно выдать за свои собственные. А значит, подать себя в качестве человека «с позицией», способного подискутировать.

Человеку в интернете вообще легче иметь свою позицию, причем сильную (никто не видит, как ты краснеешь, смущаешься, злишься и прочее). Хотя это не главное. Главное всё же – быть в курсе новостей и иметь повод для обсуждения, – считает он.

Ну а подвести черту под разговором на эту, по сути, необозримую (как и сам интернет) тему можно словами того же Александра Малютина:

Несмотря на библейскую заповедь “Не сотвори себе кумира“, человеку свойственно творить кумиров и постоянно подпитываться от них энергией.

А в этом смысле интернет поистине неисчерпаем!