ОБ УЧЕНОМ И УЧИТЕЛЕ – СЛОВО!

24 April 2019
<100 full reads
2,5 min.
168 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 58% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Илья Карпенко

В Москве прошли юбилейные, V Новиковские чтения, которые организовала кафедра общего и русского языкознания РУДН, которой мой Учитель, выдающийся учёный-лингвист Лев Алексеевич Новиков заведовал долгие годы. И не только!

Новиковские чтения – это международная научная конференция, посвящённая памяти академика Л.А. Новикова (1931-2003), ученика В.В. Виноградова и выпускника МГУ, продолжившего дело развития отечественной филологической науки, создавшего в ней новые направления и фактически свою Новиковскую школу, о чём на прошедшем научном форуме его участниками было говорено не раз.

Фото Ильи Карпенко
Фото Ильи Карпенко
Фото Ильи Карпенко

МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГРАНИ ТАЛАНТА

В ходе V Новиковских чтений в разных форматах (пленарное и секционные заседания, панельные дискуссии, мастер-классы, круглые столы и др.) обсуждались современные проблемы функциональной лингвистической семантики и семиотики, включая теорию художественного текста и дискурса, поэтику и риторику, вопросы межкультурной коммуникации, теорию и практику художественного перевода и другие.

Лев Алексеевич не только развивал идеи лингвистической семантики и семиотики, заложил основы изучения поэтики слова и анализа языка художественной литературы. Он был автором многих научных книг и руководителем издания многих учебников. А также одним из тех, кто закладывал основы отечественной теории обучения РКИ – в частности, использования литературных текстов в ходе преподавания русского языка иностранцам.

Не говоря уже о практике – ведь Л.А. Новиков был одним из создателей Научно-методического центра русского языка МГУ (впоследствии ставшего Институтом русского языка имени Пушкина), работал там проректором по науке. А затем, с 1977 года и до конца своих дней трудился в РУДН, где был не только заведующим кафедрой, но и последним в его истории деканом историко-филологического факультета (в 1996 году факультет разделился). А потому тема преподавания русского как иностранного на Новиковских чтениях звучала вполне органично (например, доклад профессора МГУ Игоря Милославского).

Об этом, как и о его биографии начиная с раннего детства, о корнях, родителях, семье, годах учёбы в МГУ, выдающихся учителях (Виноградове, Гудзие, Яхно и др.) и дальнейших шагах в образовании и науке прекрасно рассказала, богато проиллюстрировав своё выступление, Марина Новикова – дочь Льва Алексеевича, доктор наук и профессор РУДН.

Она напомнила имена прославленных ученых МГУ, у которых учился Лев Алексеевич и которых вспоминал с особой теплотой: профессора логики Валентина Фердинандовича Асмуса, выдающихся филологов Геннадия Николаевича Поспелова (у которого писал дипломную работу), Тимофея Петровича Ломтева, Александра Ивановича Ефимова, Петра Саввича Кузнецова и многих других. Цвет филологической мысли, имена, ставшие сейчас хрестоматийными!

«А потому становится очевидным: эрудиция Льва Алексеевича покоилась на прочном фундаменте классической филологии», – подчеркнула Марина Львовна.

Много говорили о многогранности его творческой личности и широте научных интересов, о разнообразных увлечениях и азартной увлечённости всем, что он делал, а также о высоких человеческих качествах Л.А. Новикова.

Вот уж, поистине, талантливый человек талантлив во всём…

Фото Ильи Карпенко
Фото Ильи Карпенко
Фото Ильи Карпенко

НОВИКОВСКИЕ ОЗАРЕНИЯ

В ходе пленарного заседания профессор Валентина Маслова (Беларусь) в своём докладе говорила о «семантических озарениях» выдающегося учёного и о его «призыве исследовать глубинные знания». О значительности вклада в изучение лингвистической семантики. О нём самом как ученике академика В.В. Виноградова и продолжателе его идей, а также как об одном из основателей сильнейшей в Европе семиотической школы.

Однако Л.А. Новиков, продолживший дело Виктора Владимировича, бывший его учеником и всегда этот факт с гордостью подчёркивавший, продвинул далеко вперёд и значительно расширил представления последнего также и об изучении языка художественной литературы – как области научного исследования и как отрасли гуманитарного знания. Прежде всего, внеся семиотическую и структуральную компоненты в сам предмет изучения – художественный, поэтический текст.

Наряду с широтой исследуемых проблем в сочетании с глубоким и строго научным подходом, для него была характерна невероятная чуткость к художественному тексту. А также трогательное и требовательное внимание к слову, любовь к тончайшим нюансам, творческий охват всех деталей в их совокупности.

И многие из выступавших, ставших за минувшие годы маститыми деятелями науки и высшей школы, поведали не только о «семантических», как профессор В.А. Маслова, но и о многих других «озарениях», которые «сошли» на них благодаря общению с этим многогранным учёным.

Так, доктор филологических наук, завкафедрой русской и зарубежной литературы РУДН профессор Александр Коваленко в своём выступлении отметил, что Л.А. Новиков был специалистом широчайшего диапазона.

Вспомнив его слова: «Самая большая проблема филологии – построить “мост” между литературоведением и языкознанием», – А.Г. Коваленко рассказал о том, как с лёгкой руки Льва Алексеевича пытался строить этот «мост», изучать художественный текст с точки зрения комплексного подхода и решать эту, возможно, неразрешимую, но актуальную задачу. А потом решил написать книгу о конфликте. И отправной точкой для его исследований стали мысли о «конфликте слов» в языке и книга Новикова «Антонимия в русском языке»

Фото Ильи Карпенко
Фото Ильи Карпенко
Фото Ильи Карпенко

Ученик Л.А. Новикова, доктор филологических наук, профессор Высшей школы печати Георгий Векшин в своём докладе на пленарном заседании также отталкивался от мыслей своего учителя. И саму тему обозначил так: «О принципе звукового равновесия в стихе: Возвращаясь к идее Л.А. Новикова».

А по сути, продемонстрировал преемственность глубоких научных идей этой, что теперь уже очевидно, сложившейся научной традиции исследования художественного текста. Идей В.В. Виноградова («особые единицы» в художественном тексте), Л.А. Новикова («эвфоническая композиция текста»), а затем этих идей всестороннее развитие, блестяще проиллюстрированное его собственным докладом…

…Ну а главное ощущение, которое осталось приятным «послевкусием» от прошедших V Новиковских чтений, – это любовь к Учителю и глубокое уважение к его наследию. А также искреннее желание его идеи развивать, научное наследие – приумножать!