1144 subscribers

Олег Федотов: Расчлененная профессура

1,3k full reads
1,7k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 80% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Олег Федотов: Расчлененная профессура

Известный учёный-филолог и почетный работник высшего профессионального образования Олег Федотов продолжает делиться со мной и с вами мыслями о высшем профессиональном образовании…
В предыдущей статье
«РУБЕЖИ ФАЛЬШИВОЙ ОБОРОНЫ» Олег Федотов говорил о существующей в РФ системе защиты диссертаций и присуждении научных степеней (полностью текст статьи опубликован здесь).
Сегодня разговор пойдёт о том, как наши чиновнички выполняют знаменитые «майские указы» президента Путина о повышении зарплаты бюджетникам, что под этим, сладким на первый взгляд «соусом» они делают с нашим преподавательским и научным сообществом и учебным процессом в целом
(статья приводится с небольшими сокращениями)

О. И. Федотов
О. И. Федотов
О. И. Федотов
Олег Иванович Федотов – доктор филологических наук, профессор МПГУ, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, член Союза писателей СССР, почетный работник высшего профессионального образования

В знаменитом сатирическом стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся», которое приглянулось даже прагматику из прагматиков, вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину, воспроизведена фантасмагорическая картина:
«...На двух заседаниях сразу» как ни в чем ни бывало «сидят людей половины <…> до пояса здесь, а остальное там».

Именно о нем вспоминаешь, когда знакомишься со штатным расписанием наших многострадальных вузов. «Людей половины», а то и трети, четвертинки и даже десятые доли живут себе, трудятся и получают соответствующие зарплаты без всяких шансов воссоединиться с «остальным» своим естеством. Именно таким образом хитроумные чиновники выполняют строгий наказ Президента выплачивать профессорам удвоенную среднюю зарплату по региону. Интересно, знает ли он об этом?

Соответственно распределяется и учебная нагрузка: если на одного преподавателя в былые времена полагалось 7-8 студентов, то теперь то же количество приходится на половинки, четвертинки и другие мелкие дробинки. Казалось бы, реализовать за учебный год 900 академических часов доценту или 600 – профессору вполне под силу[1]. Однако так может думать лишь малосведущий в академических штудиях человек, не подозревающий, сколько еще кропотливых часов надо затратить дополнительно, чтобы досконально изучить материал самому и выработать оптимальную стратегию передачи его обучающимся студентам, не отстать от коллег в разработке сопутствующих научных проблем и постоянно поддерживать на достойном уровне свои профессиональные навыки. Однако совсем иначе считают лукавые чиновники, расчленяющие университетских преподавателей на унизительные части. Примерно также, им в унисон, экономный рыболов разрывает червяка, насаживая его на крючок. А почему бы и нет, раз половинки и четвертинки продолжают извиваться? Следовательно, живут!

Олег Федотов: Расчлененная профессура

Оправдывая свою стабильно высокую зарплату, чиновники от образования, которым Солженицын в свое время присвоил весьма точное прозвище «образованцев», развивают прямо-таки бешеную активность, продуцируя все новые и новые циркуляры, компетенции, инструкции, рекомендации, модули и прочую совершенно бесполезную чепуху, безапелляционно озадачивая ею прямых участников образовательного процесса.

Самых без преувеличения головокружительных «успехов» неугомонное новаторство чиновничьего аппарата достигло в документации, регламентированной до полного абсурда: ФГОС, ЭО и ДОТ, ЭР/ЭУК/ООК, СДО (на базе MOODLE), ОТФ/ТФ… Иногда они снисходят до перевода в сносках или даже элементарного «разжевывания» своих эвристических озарений:
«Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты освоения программы, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, рабочие программы модулей, матрицу соответствия составных частей ДПП формируемым компетенциям и компетентностям и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также календарный учебный график, требования к итоговой аттестации и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии...»

Вот так, простенько и со вкусом!

Складывается впечатление, что чиновники напрочь забыли о том, что само их существование зиждется на кропотливой созидательной работе преподавателей, обучающих и воспитывающих школьников, студентов, магистрантов и аспирантов. Видимо, они по наивности перепутали базис с надстройкой и вместо того, чтобы облегчать труд своих подопечных, до предела его усложняют...

Как тут не вспомнить замечательную байку про сороконожку, которую стали обучать, с какой ноги начинать движение. Обучали до тех пор, пока она не сошла с ума! Или не менее выразительный образ Твардовского из поэмы «Теркин на том свете»:
«Это вроде как машина / Скорой помощи идёт: / Сама режет, сама давит, / Сама помощь подаёт» ...

На беду ученых людей учат самонадеянные неучи, учат оптом, не учитывая специфических особенностей отдельных дисциплин, и, что хуже всего, постоянно, из года в год, а то и чаще меняют правила игры. Да и не для нас, грешных, они стараются, а исключительно для себя. Не для нашей работы, а для контроля за ней и для оправдания своей никчемной, а в конечном счете, вредной деятельности.

Чиновничий беспредел, немилосердный контроль за каждым нашим шагом в преподавании и в науке, возведенное в закон низкопоклонство перед западными эталонными образцами – все это порождено оскорбительным недоверием к профессиональной чести российского ученого.

Теми же причинами было вызвано уродливое явление ЕГЭ, между прочим, тоже просроченный импортный товар, усовершенствованный отечественными «новаторами» (чего стоит одна только изощренная система тотального видеонаблюдения, внедренная ими по аналогии с выборами!). Как недавно заметил Карен Шахназаров, те вопиющие благоглупости, которые совершает правящая верхушка США и Европейского союза, обязаны своим происхождением именно исходной западной версии ЕГЭ. Скоро, предупреждает режиссер, и у нас к власти придут выпускники, сдававшие «егэ» «усовершенствованный» вариант. То-то начнется свистопляска!

Как научное, так и учительское сообщество, будучи веками проверенной саморегулирующейся системой, вполне может обойтись без контролирующих их деятельность самозваных квалификаторов. Опозориться перед коллегами или учениками для любого из нас гораздо страшнее и горше формального невежественного суда чиновников. Бернард Шоу прозорливо заглянул в наше время, поразив всех своим фирменным ядовитым парадоксом: «Кто умеет, делает, кто не умеет – учит», а знаменитый канадско-американский педагог Лоуренс Питер заострил его еще более: «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей».

Любая система, чтобы безотказно функционировать и динамично развиваться, должна быть свободной от мелочной опеки, иначе ее творческий потенциал атрофируется.

Обидно наблюдать за ежегодными пресс-конференциями Президента, к которому практически вся страна обращается с просьбами напрямую решать наболевшие проблемы. И он их победоносно решает! Вся хваленая «вертикаль власти» спохватывается, бодро берет под козырек и в мгновение ока исполняет то, что ей изначально вменялось в каждодневные обязанности.

Олег Федотов: Расчлененная профессура

Отдельного разговора заслуживает та часть профессиональных забот вузовских преподавателей, которая связана с их научной деятельностью. Ректоры вузов в погоне за рейтингами требуют от своих сотрудников только престижных публикаций, зарегистрированных в зарубежных базах данных, Скопусе или Web of Science, за которые беспардонные дельцы от науки сдирают весьма значительный антигонорар до 60 тыс. рублей, участия в зарубежных конференциях, куда приходится ездить за свой счет да еще и платить так называемый оргвзнос от 80 до 100 евро. Статьи и даже монографии, опубликованные в «малопочтенных» отечественных изданиях, считаются «научным мусором» и никаких дивидендов их авторам не приносят.

А какие унижения периодически приходится испытывать не чиновникам, нет, а тем, кто числится у них под полупрезрительной аббревиатурой ППС, при прохождении конкурсов! Мало того, что в большинстве вузов предельно сократились сроки пребывания на должности с пяти лет до двух, а то и одного, в некоторых из них, например, в РУДН, предварительно каждый преподаватель должен подписать спускаемый сверху «джентельменский» перечень обязательств: «защитить» аспиранта (который обучается, как известно, 3-4, а не 1-2 года), опубликовать монографию, учебно-методическое пособие, статью в Скопусе либо Web of Science (как будто ученый, как конвейер, штампует монографию за монографией, статью за статьей, или, как тот же Мюнхгаузен, ежедневно планирует по подвигу!) и (sic!) заработать для университета... не менее 100 000 рублей! (Интересно, кто тогда работник, а кто работодатель?) Не выполнил – последует или понижение в должности или увольнение. Никакие оправдательные резоны при этом в расчет не принимаются.

И наконец, самое главное. Как нам преодолеть свою разобщенность, забвение о национальной гордости и профессиональной чести из-за боязни потерять и то малое, что еще остается?

В прошлом году меня взволновал телерепортаж на НТВ о солидарном поступке молодых петербуржских врачей-онкологов, узнавших, что их руководитель Андрей Николаевич Павленко сам подвергся атаке со стороны страшного недуга, но продолжил исполнять свой врачебный долг, вести, по примеру академика Павлова, дневник о течении болезни, ощущениях и симптомах. После того, как в процессе химиотерапии он лишился волос, все члены возглавляемого им отделения приняли решение морально поддержать его весьма нетривиальным способом. Все как один они остриглись наголо и при появлении своего коллеги дружно сняли хирургические шапочки. Надо было видеть их светлые, одухотворенные лица. Жаль, что в Интернете этот благородный порыв был назван легковесным словечком «флэш-моб». Мне же в символическом порыве петербуржских врачей видится вдохновляющий пример для всех нас.

Более всего удручает, конечно, кромешное одиночество каждого, осознавшего порочность всей нашей хваленой образовательной системы, несмотря на наличие прекрасных учителей, превосходных вузовских преподавателей и талантливых учеников, успешно конкурирующих с лучшими зарубежными школами.
Что мешает каждому из нас решительно отвергнуть навязываемые нам «стандарты» и стереотипы, объединившись в своем праведном протесте?

Но, нет, никто не хочет жертвовать даже той малой долей учебной нагрузки, которая у каждого еще остается. В прошлом году было учреждено так называемое Профессорское собрание, возглавляемое Владимиром Филипповым – бывшим министром образования (1999-2004 гг.), а ныне ректором РУДН и одновременно Председателем ВАК[2], вдохновителем и организатором реформирования как средней, так и высшей школы под флагом тотальной бюрократизации.

Владимир Филиппов
Владимир Филиппов
Владимир Филиппов

6-7 февраля этого года был созван Форум российских профессоров. Мне удалось побывать на заседании второго дня, которое проходило в Колонном зале Дома Союзов. Примерно две тысячи моих коллег съехались со всех концов страны. И что же я увидел?

Как при советской власти все допущенные до выступления ораторы дружно рапортовали о своей успешной деятельности на благо образования: «Все хорошо, прекрасная маркиза! И все спокойно в Датском королевстве!» О какой искренности приходится тут говорить? Не вступаем ли мы в очередную эпоху брежневского застоя?

Вместо того, чтобы молча терпеть бюрократическое псевдоноваторство квалификаторов в народном образовании и науке, их агрессивное вмешательство в интимнейший образовательный и научный процесс (методика – все-таки не столько наука, сколько искусство, не говоря уже о научном творчестве!), не пора ли нам, объединившись, создать не фиктивно-декоративное, а подлинное Профессорское собрание, которое не забыло о былой независимости университетов, о профессорах, которые добровольно уходили в отставку в знак протеста против правительственных мер по подавлению студенческих волнений, свято чтили единство своих рядов и никогда не пресмыкались перед иностранными «авторитетами»?

Не пора ли нам возродить настоящие профсоюзы? Или, наоборот, для того, чтобы отказаться от выморочных стандартов образования, надуманных регламентов по составлению учебных планов, программ и методик, превращающих увлекательный процесс обучения из радостного творчества в унылое ремесло; от показавшей полную несостоятельность идеи ЕГЭ, обернувшейся на практике примитивным натаскиванием на стандартный минимум навыков и элементарных знаний; от неэффективного укрупнения вузов и школ, не сокративших, а увеличивших штат управленцев; от унизительной зависимости от иностранных наукометрических баз данных и рейтинговых систем, вместо того, чтобы продуцировать и развивать свои собственные[3]; от устаревших форм научной аттестации ученых, от громоздкого аппарата некомпетентных, не в меру ретивых контролеров, от невнятных, безынициативных людей в министерских креслах, умиротворяющими округлыми фразами успокаивающих встревоженную общественность, и пр., и пр. Неужели и нам надо дожидаться отмашки всемогущего, но, увы, не всевидящего Президента?

Олег Федотов

1 Польский профессор, для сравнения, на полную ставку имеет 210 или даже 180 часов.

2 Вопреки запрету членам ВАК избираться более двух каденций подряд, Владимир Филиппов баллотировался и был избран на третий срок, демагогически оправдывая нарушение закона тем, что-де ограничительная норма распространяется только на членов Комиссии, но не на ее Председателя (?!). Именно ему приписывают также изобретение злосчастного ЕГЭ.

3 Я уже неоднократно пытался актуализировать эти наболевшие проблемы в серии своих публикаций: Компетенции как фантомы, или Доколе мы будем внедрять в школы иностранный second hand? // Литературная газета. №21 (6554). 1-7 июня 2016. С. 20; O компетенциях, стандартах, ЕГЭ и реформах в российской системе образования // Учитель в системе современного антропологического знания: Материалы XII научно-практической конференции. Ставрополь, 2016. С. 396-403; Профессура на обочине, или Scopus, оскопление науки и... национальная гордость // Юность. №2. 2018. С. 9-12; и Ученого учить – только портить! // Юность. №5. С. 15-18. Получил массу сочувствующих откликов от коллег и совсем незнакомых мне людей, но ожидаемой дискуссии так и не дождался. Правда, за это время давно заслуженный статус Scopus’a и Web of Science обрели некоторые отечественные периодические издания: «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и «Вестник Московского университета. Серия 9- Филология»...

Олег Федотов: Расчлененная профессура

Друзья!
Если вам нравятся статьи и беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке
Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья Карпенко