ПРИЕХАЛИ! МИНОБРНАУКИ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ

655 full reads
835 story viewsUnique page visitors
655 read the story to the endThat's 78% of the total page views
1 minute — average reading time
ПРИЕХАЛИ! МИНОБРНАУКИ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ

Илья Карпенко

Минобрнауки РФ – это же практически «наше всё»! (Я имею в виду людей, имеющих отношение к высшему образованию и к науке.) Но за свои «подвиги» последних трёх десятилетий оно давно уже стало притчей во языцех. И вот – издало очередной, феерический по степени нелепости приказ, который… ограничивает общение российских специалистов со своими иностранными коллегами!

Мне кажется, что наши ключевые социально значимые министерства – Минобрнауки и Минздрав – помимо своей социальной значимости связаны между собой иными невидимыми, но какими-то очень тесными узами…

На мой взгляд, многие постановления Министерства науки и высшего образования легко можно классифицировать с помощью терминов из психиатрии, то есть области медицинской. Например, такими как «полный бред», «тяжёлый бред», «похмельный бред» или «бред сумасшедшего». А также «несусветный», «болезненный», «паталогический», «клинический бред»; последний медики делят на «бред резидуальный» и «инкапсулированный». (Существует ещё «научный бред», но этому феномену, я думаю, стоит посвятить отдельную статью…)

Я не эксперт в области психиатрии, но последнему постановлению Минобрнауки можно уверенно поставить диагноз: «бред феерический». Посудите сами!

ПРИЕХАЛИ! МИНОБРНАУКИ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ

«НЕЛЕПЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ»

Минобрнауки разослало приказ о правилах встреч российских и иностранных ученых, согласно которому российские ученые должны за пять дней уведомлять министерство о планируемых встречах с зарубежными коллегами, а по итогам составлять отчеты с кратким описанием разговора, приложив к ним сканы паспортов участников.

Кремль назвал одиозный приказ «перебором»…

Со своей стороны, отреагировала и Академия наук. Её президент Александр Сергеев заявил, что приказ Минобрнауки не должен распространяться на учреждения, которые не занимаются секретными разработками. Однако для ученых, работающих с гостайной, такие ограничения существуют уже давно, сообщил Сергеев.

«[Приказ] фактически распространяется на деятельность всех подведомственных организаций. И, по-видимому, те подведомственные организации, <…> в которых закрытые работы не ведутся, начали примерять действие этой инструкции к себе. И действительно, те ограничения, которые существуют, выглядят в данном случае совершенно нелепо», – пояснил президент РАН.
ПРИЕХАЛИ! МИНОБРНАУКИ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ

ЗАПРЕТ НА ПОХОД В БОЛЬШОЙ?

Представьте себе: вы – преподаватель русского иностранцам. Но ваше общение с иностранцами при этом ограничено. Хотите провести занятие, пообщаться со студентами во внеурочное время? Повести их на экскурсию в Третьяковку, на спектакль Большой театр? Просто сходить с ними в библиотеку, получить учебники? Или в магазин – помочь купить книги, словари, пособия?..

Стоп! Идите в Первый отдел!

Но сначала, за пять дней перед этим напишите заявление. Объясните свои цели и намерения, опишите план мероприятий и приложите подробный хронометраж. Потом получите визу завкафедрой, декана… А потом подайте это всё на рассмотрение вышестоящих органов. И дожидайтесь ответа!

Ну а уж если вы с коллегой из-за рубежа встретиться вздумали… В этом случае процедура уведомлений, согласований и разрешений, видимо, будет усложнена многократно и дополнена написанием отчётов и приложением сканов паспортов!..

Ну что, представили? Ничего не напоминает? В дополнение ко всему представьте себе ещё возможные дальнейшие последствия от такого общения с иностранцами!..

Что, скажете, не было? Увы, было. Ещё как было! На собственной шкуре испытано…

Кадр из фильма «Назад в будущее»
Кадр из фильма «Назад в будущее»
Кадр из фильма «Назад в будущее»

«ДЕРЖАТЬ И НЕ ПУЩАТЬ!»

Увы, та «реформа» образования, которая была начата в нашей стране в начале 90-х, развалила существующую систему образования и породила «монстра». Это признают многие «вовлечённые в процесс», а также просто заинтересованные в этом процессе лица. А незаинтересованных мало, потому что у всех есть дети, внуки и иные чада. Которые в той или иной форме получили, получают или будут получать образование (подчеркну на всякий случай: в нашей стране).

Вот три главных «результата», к которым привело «встраивание» российского образования в Болонский процесс:

А. Катастрофическое падение качества школьного, специального и высшего образования;
Б. Невозможность трудоустройства после получения высшего образования;
В. Активный процесс оттока мало-мальски приличных специалистов за рубеж.

То есть, очевидно, согласно всем «статистикам», что для себя мы готовим специалистов… гм… так сказать, не очень высокого качества (исключение – два вуза, МГУ и МФТИ). Но ежели встречаются между ними «самородки» или люди просто талантливые и не лишённые искры Божьей, то таковые очень часто родимое отечество покидают. То ли в погоне за «длинным долларом», то ли потому, что (СМ. ПУНКТ А)… Ну не хотят они участвовать в спектакле, режиссируемом этим самым Минобрнауки!

И как же прикажете Минобрнауки в этой ситуации как поступать?

С пунктом А всё понятно: надо продолжать издавать планы всё безумнее, выдвигать требования всё нереалистичнее и заставлять своих «подопечных» писать отчёты всё фантастичнее! Путь проверенный, оправдавший себя и при «реформах» системы образования РФ, и при развале Кимом Филби британской разведки МИ-6

С пунктом Б тоже особо заморачиваться не стоит. Получили высшее образование в российском вузе и не нашли работу? Ну, значит, «не вписались в рынок»!

Ну а что же делать нашему доблестному Минобнауки, возглавляемому с прошлого года Михаилом Котюковым (и не имеющему до того момента ни малейшего отношения ни к образованию, ни к науке) с пунктом В – с утечкой из России «за бугор» научных и преподавательских кадров?

Правильно! Метод давно известен и многократно испытан: «Держать и не пущать!» (Ибо на большее фантазии у наших чиновников никогда не хватало…)

Выход прост – запретить нашим учёным с «ихними», «забугорными» общаться! «Вступать», так сказать, «в контакты»…

Михаил Котюков
Михаил Котюков
Михаил Котюков

СЛОВО ОМБУДСМЕНОВО

Новым приказом Минобрнауки возмутился даже омбудсмен Санкт-Петербурга. Да-да!

(Не пугайтесь! Слово «омбудсмен», относящееся, казалось бы, к мрачным временам Чарльза Диккенса, обозначает всего лишь гуманную должность правозащитника! Что поделаешь… Мы уже давно отвыкли говорить и писать по-русски. Вернее, нас старательно от этого отучают. И сознательно принуждают говорить и писать в манере иноплемённой и нам подчас чуждой. Думать по-русски – тоже отвыкаем; почти уже отвыкли… Но пока ещё не все!)

Да. Так вот! Уполномоченный по правам человека Северной столицы Александр Шишлов обратился к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить пресловутый приказ Минобрнауки на соответствие законодательству РФ. Поскольку он нарушает Конституцию России:

«Приказ Минобрнауки <...> создает препятствия для осуществления научной деятельности научными организациями в России и устанавливает ограничения прав и свобод граждан, в том числе свободы научного творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции) и свободы информации (ч. 4 ст. 29 Конституции)».

Александр Шишлов считает, что документ противоречит закону «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которому государство обязано содействовать расширению научно-технического сотрудничества.

(Я лично не припомню, чтобы у нас в стране омбудсмен «восставал» против приказов Минобрнауки. По-моему, это прецедент!)

Но из министерства по-прежнему отвечают в духе прошлого, «матерящегося министра» Ливанова: вы, мол, постановление наше «читаете не тем местом»! А приказ носит рекомендательный характер, но при этом «отражает общемировую практику». Вот вам и весь сказ…

Ну как тут ответишь? Хочется сказать: всё же, вы, господа хорошие, когда пишете свои приказы, тоже смотрите, каким местом это делаете. А то прям конфуз, честное слово!…

ПРИЕХАЛИ! МИНОБРНАУКИ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ

ОДЕССКАЯ ХОХМА

Словом «хохма» в Одессе всегда называли прикольную историю, розыгрыш, весёлую шутку, анекдот… Но оказывается, в иврите слово «хохма» имеет совершенно другое значение. А именно: хохма – это мудрость

Я как-то спросил у своего одесского соседа Семёна Марковича:
— Семён Маркович, как вы думаете, почему у Пушкина кот учёный сидит на цепи?
— Элик, я так думаю, шо если он учёный, то цепь понадобилась для того, шоб он не удрал за границу…

Так что, я думаю, нашему «министру-финансисту» Михаилу Котюкову, дабы избежать утечки мозгов, надо прислушаться к мудрым рассуждениям старого одессита Семёна Марковича. И просто посадить всех учёных на цепь!

ПРИЕХАЛИ! МИНОБРНАУКИ ОГРАНИЧИВАЕТ КОНТАКТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ

Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья