Учитель: «Бог и герой» или бесправный прислужник? (2)

8 October 2020
Учитель: «Бог и герой» или бесправный прислужник? (2)

Илья Карпенко, Евгений Капов (из Эстонии)

В канун Всемирного дня учителя, отмечаемого 5 октября, журналист из Эстонии Евгений Капов встретился с Татьяной Куренко – учительницей Славянской основной школы Кохтла-Ярве, по преимуществу русскоязычного города Эстонии.
Речь шла о проблеме взаимоотношений учителя и сегодняшнего европейского общества, о его месте в нём. И вот что рассказала Татьяна Александровна…

(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ!)

Учитель: «Бог и герой» или бесправный прислужник? (2)

— Мы все хотим, чтобы чтение стало неотъемлемой частью досуга наших детей, чтобы расширялся их словарный запас, развивались память, мышление, речевые навыки, творческие задатки… Но к нашему сожалению, читающих детей с каждым годом не прибавляется, а убавляется! Читающие дети для меня настоящие герои!..

Вот сегодня, например, когда мы проходим повесть Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», ребята не понимают половину из того, что читают самостоятельно: далёкий от них язык, много устаревших и диалектных слов. А всего несколько лет назад их сверстники легко включались в текст повести и прочитывали её самостоятельно, понимая и особенности сюжета, и гоголевский юмор.

Сегодня русский литературный язык для наших детей труден, непонятен. А чтобы понимать наш великий и могучий язык, надо постоянно читать – «ни дня без строчки»! Вот тогда появится читательский опыт и придёт осмысление прочитанного! А без этого читательского опыта мы потеряем свой язык, как бы это печально ни звучало.

Сегодня ребятам больше по нраву лёгкое, развлекательное чтиво – чтение классики им не по душе, это для них тяжёлый труд. Невольно вспоминаешь то золотое время, когда давала на лето прочитать тридцать восемь книг по списку в 8-м классе. И девочки, прочитавшие только тридцать семь, приходили с чувством вины, что не успели прочитать последнюю из списка – не нашлась в библиотеке. В это трудно поверить сегодня! Или мои герои-гимназисты, поспорившие между собой, кто быстрее прочитает роман Толстого «Война и мир». И читали ночи напролёт, приходя заспанными на урок! Я, наверное, счастливый учитель и горжусь тем, что у меня учились такие дети!

Евг. Капов:
— Прежде в правильности произношения люди ориентировались на дикторов радио и телевидения. Сегодня ведущие новостей на русском языке выдают такие перлы, что, не дай бог!

— Согласна, сегодня мы живём в мире сплошных ошибок! Мы повсеместно, и в школе на уроках, и даже за её пределами, стараемся «бороться за чистоту русского языка». Ежегодно начинаем с повторения ударения в словах и произношения. Мои ученики рассказывают мне, что часто исправляют своих родителей, а те сердятся на них, называя их «шибко грамотными».

Проблема с числительными остаётся «вечной» проблемой! Если бы только дети – с «голубого экрана» с завидным упорством ежедневно неправильно склоняют числительные! Дикторы перестали быть эталоном правильной речи…

Самое страшное, что эта позиция (дескать, «живем в Эстонии, русский язык здесь не так важен») не столько самого государства, сколько родителей наших учеников! Рассуждая о важности изучаемых языков, родители на первое место ставят иностранные языки и эстонский язык. Не спорю, они сегодня очень важны. Но ведь не надо забывать и о значимости своего родного языка!

Евг. Капов:
— Что делать для сохранения русского языка?

— Мы, филологи-русисты, делаем всё от себя зависящее, чтобы сохранить наш самый богатый, «великий и могучий» русский язык. Но этого недостаточно – на это должны быть нацелены и русские семьи, живущие в Эстонии. Какие бы программы Министерство образования нам не навязывало, в чем бы нас ни ущемляли, по-настоящему русские люди будут любить свой родной язык, будут гордиться им и сделают всё, чтобы и их дети с таким же благоговением относились к своему языку.

Евг. Капов:
— В Эстонии выпускник гимназии не знает, кто написал «Сказку о царе Салтане». Но ведь деградация образования наблюдается и во всем мире. Самое обидное, что и в соседней России русский язык у некоторых не в чести…

— Думаю, всё дело в том, что нарушена их долговременная память. Много стрессов, засилье всевозможных гаджетов, неправильный режим дня, минимум живого общения, и с родителями в первую очередь – всё это тоже имеет своё значение… Порой ребята не помнят, что проходили на уроке вчера. И это, к великому сожалению, не единичный случай! Вот поэтому учитель для детей и остаётся пока единственным путеводителем в жизни…

Учитель: «Бог и герой» или бесправный прислужник? (2)

В ЯПОНИИ НЕТ ДНЯ УЧИТЕЛЯ

Но то всё в «благополучной» Европе…

Наш же коллега, педагог из Казахстана Рустам Бисенев на необъятных просторах интернета рассказал об отношении к учителю в азиатской Японии. Называется это эссе так:
«В Японии нет Дня учителя»

Рустам Бисенев
Рустам Бисенев

«Однажды я спросил у своего японского коллеги, учителя Ямамота:
— Когда в Японии отмечают праздник учителей, как вы его встречаете?
Удивлённый моим вопросом, он ответил:
— У нас никакого праздника учителей нет.
Услышав его ответ, я не знал, верить ему или нет. У меня мелькнула мысль: “Почему страна, где развита экономика, наука и техника, так неуважительно относится к учителю, его труду?”
…Как-то после работы Ямамота пригласил меня в гости к себе домой. Поскольку он жил далеко от школы, мы поехали на метро. В вечерний “час пик” вагоны подземного поезда были переполнены. Кое-как протиснувшись, я стоял, крепко ухватившись за поручни. Внезапно дедушка, сидевший рядом, уступил мне место. Не понимая такого уважительного отношения со стороны пожилого человека, я не мог принять его предложения, однако он был настойчив, я вынужден был сесть. После выхода из метро я попросил Ямамота объяснить поступок аксакала. Ямамота улыбнулся и, указав на мой нагрудный знак учителя, сказал:
— Этот старец увидел твой знак учителя и в знак уважения к твоему статусу уступил своё место.
Поскольку я в первый раз шёл в гости к учителю Ямамота, было неудобно идти с пустыми руками, и я решил приобрести подарок. Своими мыслями я поделился с Ямамота, он поддержал меня и сказал, что впереди есть магазин для учителей, где можно приобрести товары по льготным ценам. Я вновь не удержал свои эмоции:
— Льготы предоставляются только учителям? – спросил я.
Подтверждая мои слова, Ямамота сказал:
— В Японии учитель – самая уважаемая профессия, самый уважаемый человек. Японские предприниматели сильно радуются, когда в их магазины приходят учителя, считают это большой честью для себя.
За время пребывания в Японии я неоднократно видел, как японцы безмерно уважают учителей. В метро для них существуют отдельные места, для них открыты отдельные магазины, учителя не стоят в очередях за билетом на любой вид транспорта. Зачем японским учителям отдельный праздник, когда каждый день их жизни словно праздник?»

Учитель: «Бог и герой» или бесправный прислужник? (2)

АНЕКДОТ

Поймал как-то раз преподаватель рыбку. Она оказалась золотой. И взмолилась Золотая рыбка:
— Отпусти меня, добрый человек! Что попросишь, всё исполню!!!
Недолго думая, сказал ей преподаватель:
— Составь рабочие программы по всем дисциплинам, не забудь про образовательные программы, чтоб каждая компетенция была охвачена, межпредметные связи реализовывались, литература была актуальна, СРС (Самостоятельная работа студента) детализирована по видам деятельности… И чтоб можно было измерить, как формируются компетенции. Да-а-а, чтоб все было в ЭБС (Электронной библиотечной системе)отражено! Заполни индивидуальный план преподавателя и журналы взаимопосещений, консультации. Составь план профориентационной работы и прими все необходимые профилактические меры, чтоб студенты были воспитанными и без пропусков посещали занятия. И не приведи господи, чтоб не попали под отчисление! К тому же продумай, как обеспечить качественный набор на следующий год, а также трудоустройство каждого выпускника этого года; как заключить договора с высокопоставленными работодателями, чтоб показатели эффективности были выполнены. Отправь студентов на практику и про задания с кучей документации не забудь. Подготовь статьи WoS и Scopus. И все это сделай к октябрю. И ещё: не упусти из виду электронные журналы и онлайн-лекции, а также контрольные точки, контент на сайте и дистанционку. Не забывай при этом о качественной подготовке к лекциям и практическим занятиям с использованием инновационных технологий, о подготовке студенческих проектов и статей на конкурсы и олимпиады. Да-а-а, и ещё! Про заявки на гранты не забудь!..
И ответила рыбка не раздумывая:
— ЖАРЬ!!!
Учитель: «Бог и герой» или бесправный прислужник? (2)

Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья