Советы 33-летнего путешественника миру

Долго думал, как подступиться к этой теме, слишком много противоречивых мыслей меня мучало, да и блог стал каким-то слишком смешливым и вроде как не осталось в нем места для серьезных размышлений. 

Ладно.

Начну с того, какие разговоры меня сопровождали в апреле и мае этого года.   Когда я высказывал свои мысли по поводу длительного отпуска в Мексику, каждый разговор с новым собеседником сопровождался набором все новых и новых возражений и опасений, которые мне приходилось обрабатывать сначала с этим человеком, а потом повторно и с самим собой. Все эти вопросы, несмотря на то, что я находил на них ответы, копились в паршивую стопочку на задворках моего подсознания и в последний день перед отъездом просто накрыли меня состоянием паники и неуверенности в моих начинаниях. Все риски от десятков людей, полученные за полтора месяца, начинали крепчать, повышая в моем сознании вероятность сбыться и накатывающее вместе с этим чувство тревоги. 

Лена по слегка изменившемуся выражению лица сразу считала мое состояние и как всегда нашла нужные слова и поддержала в нужный момент, сделал это и лучший друг, отлично чувствующий эмоции всех вокруг. 

Все прошло. Сейчас через месяц прибывания тут могу сказать, что все хорошо. Может быть не на 100% по плану, в некоторых моментах оказалось даже лучше, чем планировали. 

Но вот последние пару недель я постарался проанализировать и себя, и людей, окружающих меня, а иногда и вовсе незнакомых, живущих в тысячах километров от меня.

Первый вывод, к которому я пришёл, что в России и в мире очень много людей, для которых той же Мексики (или Англии или любой другой страны) просто не существует в сознании. Нет, у них могла быть пятёрка по географии, они лучше меня могут знать какие-то факты об этой стране, может быть даже выучили язык, на котором там говорят. Но в силу некоторых обстоятельств они не могут даже представить (не то, чтобы почувствовать) себя в другом месте. Возможно, они никогда не были за границей или хотя бы в Москве. Иногда по объективным причинам, как, например, если ты ребёнок и твои родители не могут себе позволить показать тебе остальной мир. Таким людям я могу только посочувствовать. 

В некоторых же случаях по вполне личным установкам в голове и неким сформированным комплексам человек не допускает идеи позволить себе поехать в другую точку мира: «Да что я там не видел? Я тут найду, куда сотку денег потратить, вон куплю себе плазму за эти деньги размером с полстены и всю эту вашу заграницу там посмотрю. То же самое!». Нет, не то же.

Когда я учился на туманном Альбионе, мои одногруппники часто говорили о том, что лучшие инвестиции в молодости - это путешествия. Тогда я с ними не спорил, но искренне не мог понять эту идею. Учился я на экономическом и точно знал уже тогда, что инвестиции - это вложения, которые всегда возвращаются со временем (идеально, если с дивидендами). А путешествия, ну какие же это инвестиции? Только с годами я понял, что путешествия, как и любой новый опыт (например, та же армия) позволили мне конкурентно выделяться перед сверстниками, не говоря уже о таких всем понятных навыках, как к примеру знание английского. Каждое новое место, новый полученный опыт заставляет смотреть на мир шире, запускаются недоступные ранее нейронные цепочки, открывающие новые точки зрения на одни и те же вещи. Критическое мышление, так сказать. 

В связи с этим, конечно, путешествия - это уникальные инвестиции. Лена мне иногда говорит, что по возвращению домой после такого опыта мы никогда не будем прежними. Может быть так складно объяснить свою точку зрения, как я (да, скромняга) она не может, но уже сейчас четко ощущает изменения и в себе и во мне. 

Может быть мысль прозвучит грубо и со львиной долей снобизма (прошу меня простить), но в силу объективных или субъективных причин, люди, не повидавшие мир - однозначно для меня более ограниченные в своём сознании. Но хорошие новости в том, что каждый может повлиять на свой образ жизни и дать себе право насладиться таким большим и разным миром. Я ни в коем случае не призываю кого то переезжать в другую страну надолго и тем более иммигрировать, это подходит далеко не всем (если спросите совета я, скорее всего, вас даже попробую переубедить). Я прошу в следующий раз заменить Сочи, Крым или горячо любимый мною Байкал хотя бы на Турцию или Египет, на Кипр или Грузию. По деньгам часто соразмерные путешествия, а вот по уровню влияния на вас - совершенно иной уровень. 

Завершая мысль про путешествия, конечно, хочу поблагодарить свою маму за то, что помогла открыть мне мир, отправив меня однажды в такую далёкую для якутского паренька Англию на целых полгода. В это время все, что было в моей юной головушке сломалось и построилось заново во что-то совсем другое, что навсегда поменяло меня, как человека. Я, конечно, и сам молодец, но эта поездка  однозначно навсегда изменила мою жизнь. Спасибо, мамуля. Жаль, отцу не успел сказать. 

Возможно чуть меньше лично, на очень заметно профессионально поменяли меня многократные поездки в Китай. За это спасибо моему любимому экс-боссу Энерго-Арсенала. 

Пока это все не превратилось в благодарственную речь, как на премии Оскар, переведу мысль в другую сторону. 

Замечали, как ответы на одни и те же вопросы могут разниться от обстоятельств, которые на вас влияют, от возраста или настроения, в котором вы прибываете в момент ответа самому себе или принятия какого-то решения. 

Поехать на машине или пройтись пешком; нагрубить в ответ или воздержаться; сменить работу или ещё немного потерпеть? Все это гибкие формулировки, чаша весов к одному из этих вариантов может склониться под тяжестью сотен факторов. 

Мне нравится формулировка «внутренний диалог» (знаю, что не я ее придумал, но также знаю, что примеряются и другие термины). С годами я начал понимать, что похоже, это самое важное качество человека, правильно выстроить разговор с самим собой, учитывая при этом все сопутствующие детали вроде:

  • гормонов,
  • экспрессивных эмоций,
  • комплексов и зажимов,
  • нехватки информации,
  • чужих интересов,
  • инфошума,
  • старых (часто неверных) установок,
  • чужого (часто не масштабируемого на тебя) опыты
  • и кучи всего остального.

Мы не компьютеры с процессорами в башке, выдающими точные алгоритмы без права на ошибку, а живые люди с таким обширным бэкгруандом, разрастающимся, как грибок каждый день. Правильно или неверно построенный внутренний диалог может сделать тебя счастливым (наслаждаясь тем, что имеешь) или загнать в тупик с петлю в бесконечных сравнениях себя с одногодкой на Бэнтли, может сделать тебя честным или гибким, хозяином своей судьбы или жертвой обстоятельств, оптимистом или нытиком, толстым или подтянутым, ярким или посредственными, непрерывно развивающимся или спившимся и просравшим свою жизнь бараном. Да, конечно, не все в твоих руках. Кому-то больше повезло с генетикой и врожденными талантами, кому-то с богатым отцом, кому-то с местом рождения, кто-то оказался в нужное время в нужном месте. У всех свой диапазон, но у всех он есть. 

Последний кусочек пазла в эту тему - автопилот. Многое, что мы делаем - происходит на автоматизме, само собой. И это нормально, мозг должен следить за расходом энергии, в том числе и за счёт оптимизации подобных простых процессов, как чистка зубов или завязывание шнурков. Но есть очень важные вещи, которые мы делаем по привычке, а следовало бы остановиться и спросить себя, а может можно как-то по-другому? Не так, как я делал раньше, не так, как говорят родители. Автопилот вовсе лишает тебя внутреннего диалога, обрубая аналитический подход к вопросу, который, вероятно, может поменять твою жизнь к лучшему. Это работает и с мелочами и тем более с крупными решениями. Рекомендую в моменты, которые вы интуитивно чувствуете важными, остановиться и подумать получше, дать себе немного больше времени, продышаться, иногда собрать больше мнений, но не выбирать первое, очевидное для вас, решение. Мне помогало это сотни раз за последние годы в любых личных и рабочих вопросах.

Сложив все три идеи и вернувшись к моим переживаниям перед отъездом я понял, что мнения всех людей вокруг - это, во-первых, чужие мнения, сформированные миллионом факторов (один из них - невозможность примерить мою реальность на себя), а во-вторых, я такой же человек со своими слабостями, и моя психика может дать слабину в ответственный момент, важно, чтобы близкие люди были рядом и нашли важные слова поддержки в этот момент. 

Резюмирую. 

Советы, которые я бы хотел дать каждому из вас по итогам этого текста:

  1. Ищите возможности путешествовать, все затраты окупятся и изменят вас к лучшему
  2. Следите за внутренним диалогом, какие вопросы вы себе задаёте и как на них отвечаете. Это формирует вашу реальность.
  3. Снимайте жизнь с автопилота. Можно делать по-другому и чаще это лучше, эффективнее и веселее. 

Кстати, вы наверное помните мое напутствие сходить к психологу, когда запутался или чувствуешь себя плохо. Моя давняя подруга Маша Сергеевская лечит головы, в том числе, и по проблемам, описанным в этой статье. И путешествовать заставит, сама много где была, а последние 3 месяца вообще на постоянке в Стамбуле, и внутренние противоречия постарается помочь распутать и внутренний диалог обещает настроить. Сам я у неё не лечился и о ее эффективности, как специалиста судить не могу, но, как говорится: нет плохих психологов, есть подходящие и нет. 

Вот ее инста, если кому надо https://instagram.com/sergievskayam?igshid=YmMyMTA2M2Y=

Надеюсь, откровенной инфоциганщины не получилось. Также, надеюсь, что не осталось послевкусия надменно раздающего советы кретина. Прошу меня простить всех, у кого я вызвал негативные эмоции. 

Больше о моих приключениях в Мексике в телеге