"Пермская летопись" никогда не скрывала, что древняя Биармия - это Чудь

21 September
Биармия . Карта  Олафа Магнуса 1539г.
Биармия . Карта Олафа Магнуса 1539г.
Географический лексикон Российского  государства  1773 г.
Географический лексикон Российского государства 1773 г.

Чудь Заволочья

На Севере нашей Великой Родины в далёкие времена жил свободный и гордый народ, называвший себя чудью. Территория, которую он занимал, простиралась от Балтийского моря до Уральских гор. Принято считать, что чудь бесследно исчезла, оставив после себя только след в топонимике: Чудское озеро, Чудский берег; деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди».

А также в словах: чудо, чудак, чудить, которые произошли непосредственно от чуди. И это неспроста. Ведь данный народ обладал необыкновенными (для современного человека) способностями творить чудеса. Можно сказать, что они управляли природными стихиями и потому назывались волшебниками. Как описывают арабские путешественники, могли словом и взглядом управлять людьми и событиями. Этот факт достаточно ярко подтверждает происхождение чуди от бореев, от тех великих предков, о которых рассказывает Северная Традиция. Легендарная Каменная Книга тоже была ими создана.

Поэтому христиане называли религию этого народа грубой. Они, как говорит Никонова летопись, поклонялись солнцу, огню, воде, камням, деревьям, животным, волхвам и золотой бабе - изваяние старухи с двумя младенцами на руках.

Из летописи: «У зырян Усть-Вымских и до ныне сохраняется предание, что первоначальная Архангельская церковь, построенная святым Стефаном, основана была престолом своим на пне необыкновенно великой берёзы, коей идолопоклонствовавшие предки их поклонялись, и на коей в жертву вешали они собольи, куньи, горностайные и прочие звериные меха».

При разрушении деревянной Архангельской церкви действительно был найден под престолом большой, утлый и уже сгнивший пень дерева, который зыряне из почтения к древности весь разобрали себе по частицам в свои дома.

Христианский период

В X веке с приходом христианства в эти земли, люди не захотели принимать новую веру и добровольно обрекали себя на смерть. Они целыми семействами забирались в предварительно вырытые ямы, подрубали стойки и умирали под обрушившейся на них землёю. Об этом повествует «Летописец Двинской», напечатанный в Древней Российской Вивлиофике в 1791 году.

«Тогда же и Заволоческую Чудь крестиша и просветишасятии святым Крещением понеже Новгородского предела бяху. И мнози от них ослеплени идольскою прелестию от святого крещения избегоша.... Новогородеческая же Заволоческая Чудь реки великия Двины преиминовашася Двиняне.

С тех пор слово Чудь исчезает из книжного языка как напоминание о временах язычества и потому презренное в глазах духовных лиц, каковыми тогда были почти все писатели...

Именно поэтому Епифаний Премудрый, написавший в 14 веке житие св. Стефана, многие народы называет по именам тех рек, на берегах которых они жили: Двиняне, Вычегжане, Вилежане, Южане и т. д. До него такие названия не употреблялись, так как ранее на этих местах проживала языческая чудь.

На основании всех сообщений из летописей, А. Дмитриев в своём многотомном труде «Пермская старина» , изданном в 1889 году, делает вывод , что финны происходят от древнего народа «чудь». Такого же мнения придерживались историки И. Н. Костомаров и Д. И. Иловайский. В то время как С. М. Соловьёв прямо пишет, что финны – это просто немецкое название чуди.

Герб Перми. "Царский Титулярник"
Герб Перми. "Царский Титулярник"

Биармия или Великая Пермь

Однако, возвращаясь к «Летописцу Двинскому», узнаём, что не вся чудь погребла себя заживо в ямах и пещерах. Какая-то часть изменила прежней вере и перешла на христианскую религию.

Но укрепляя своё влияние, церковь уничтожала всё, что было связано с языческим, а по сути, ведическим, периодом. Слова, напоминающие о былом величии, стирались и заменялись новыми. Так, люди чуди стали называться пермяками, а богатый северный край «Великой Пермью».

Географический лексикон Российского  государства  1773 г.
Географический лексикон Российского государства 1773 г.

В Новгородских грамотах от 1263 года она названа Перемь. И как считают знатоки зырянского языка, произошло от слова Парма – горы, поросшие лесом.

Медведь - тотемное животное северных народов.
Медведь - тотемное животное северных народов.

Но в древних исторических актах говорится, что Пермия - это и есть Биармия. В основе лежит слово "бер" - сакральное имя медведя. Отсюда - берлога. Как известно, медведь издревле считался тотемным зверем русского народа. Он олицетворял силу духа, защиту и преображение.

Поэтому на гербе Перми изображён именно медведь. Этот символ мы видим в геральдике и других северных городов:

Медведь в геральдике.
Медведь в геральдике.


Карта Скифии и Серики Кристофера Селлариуса (Christopherus Cellarius), 1703 г. Северный океан назван Скифским.
Карта Скифии и Серики Кристофера Селлариуса (Christopherus Cellarius), 1703 г. Северный океан назван Скифским.

"Пермская летопись" В. Шишонко, 1881г.
"Пермская летопись" В. Шишонко, 1881г.

Как гласят легенды и сохранившиеся летописи, столицей древней Биармии было городище на месте которого ныне город Холмогоры. Страна славилась соляными промыслами, строевым лесом, драгоценными мехами и серебром, известным под именем за-камского. Купеческие караваны ходили в Индию и Персию. Оживлённая торговля осуществлялась как с русскими городами, так и с другими государствами.

О высоком самобытном развитии Чуди свидетельствовали и так называемые "чудские копи", которые были известны на всей огромной территории от Урала до Алтая. В своё время графу Уварову удалось извлечь много металлических вещей, указывающих на существование в этих местах развитой цивилизации. Среди находок были золотые и серебряные изделия, а также медные идолы, изображающие преимущественно зверей.

Так называемый "звериный" стиль присутствовал на всей огромной территории от Северного океана, называвшегося тогда Скифским морем, до берегов Чёрного моря. Гребни, вытачиваемые из мамонтовой кости в Холмогорах и других северных городах, повторялись в золотых гребнях, найденных в скифских курганах. Благодаря серебру был развит промысел "сканых" и "черневых" мастеров.

Те же летописи сообщают, что пермский народ был просвещённым. Св. Стефан писал, что люди эти не совсем невежды и знают об Адаме, о сотворении мира и разделении языков.

Норвежские и датские конунги считали за честь жениться на пермских царевнах, а из отказа руки их происходили даже битвы и единоборства.

Но, как уже было сказано выше, всё изменилось после принятия в 10 веке христианства. Прежние связи были нарушены. Вместе с новой религией устанавливалась власть Новгорода.

Непосредственно Пермский край оставался ещё автономным и языческим. Но в 1462-1463 годах Пермь приняла христианскую веру и соответственно перешла под Новгородское правление.

Память о чуде стала стираться. Скандинавские Саги назвали эту славную в прошлом страну стали воспевать под именем Биармия. Но в новом христианском мире его переименовали в Великую Пермь и разделили на Заволочье и Пермский край.

Другие статьи о Северном крае:

Как в 16 веке Архангельских купцов немцы вытеснили

Заволочье - родина вечевого народа Чудь