Железнодорожные цистерны

8 February 2019

Мы привыкли видеть среди грузовых составов различные цистерны, предназначенные для перевозки различных жидкостей. Сейчас у цистерн как минимум 4 пары колес, хотя встречаются и с 6 парами, и с 8. А раньше на железных дорогах «бегали» двухосные цистерны. Например, вот такие

Двухосная цистерна емкостью 25 куб. м. Построена в 1940-х годах. Передана в ростовский музей в 1998 году со ст. Армавир-1
Двухосная цистерна емкостью 25 куб. м. Построена в 1940-х годах. Передана в ростовский музей в 1998 году со ст. Армавир-1

Первые вагоны-цистерны на железных дорогах России появились в 1863 году. Тогда это были зарубежные цистерны. Первые отечественные начали строить только в 1872 г. Цистерны в то время нужны были для перевозки керосина от Волжских городов вглубь страны. И вот первые цистерны как раз и были двухосными, длиной от 5 м.

Четырехосные цистерны, у которых было больше преимуществ по сравнению с двухосными, в России впервые появились в 1895 г. Но тем не менее, двухосные производились в России еще долгое время, в том числе и для других европейских стран.

Во время Первой мировой войны в России появились иностранные двухосные цистерны, которые были военными трофеями. Эти трофеи пришлось переделывать, т.к. ширина железнодорожной колеи в Европе уже по сравнению с Россией.

Трофейная двухосная цистерна емкостью 20 куб. м. Построена в 1930-х годах заводом «КЕССЕЛЬ» в Германия. Передана в музей в 2003 году из вагонного депо ст. Батайск
Трофейная двухосная цистерна емкостью 20 куб. м. Построена в 1930-х годах заводом «КЕССЕЛЬ» в Германия. Передана в музей в 2003 году из вагонного депо ст. Батайск

Из-за появления мощных локомотивов с высокой скоростью эксплуатировать двухосные цистерны стало нерентабельно. Да и у четырехосных цистерн грузоперевозимость и пропускная способность на наливных и сливных постах была значительно выше. Поэтому еще в 1930-х годах двухосных цистерн стали использовать всё меньше и меньше. Уже в 1940-х двухосных цистерн на ж/д не осталось бы, но тут вмешалась война: промышленность сильно пострадала, целых вагонов осталось мало, состояние ж/д путей тоже было печальным. И от производства большегрузных вагонов на время отказались. Так в 1940-х на дороги вновь вернулись двухосные цистерны. В том числе и в виде трофеев.

Окончательно эксплуатировать двухосные цистерны в России перестали в конце 1960-х годов. Сейчас некоторые из них еще используются для хоздел, но чаще всего их можно встретить в качестве памятников или в железнодорожных музеях.