Найти в Дзене
Mike Lebedev

«Команды играют в полных составах!»

На самом деле это такая лирическая история, при этом с физико-техническим уклоном, но получившая однажды совершенно неожиданное хоккейное завершение! Короче, слушайте.

Наверное, многие знают, что есть на белом свете такой Московский Физико-Технический Институт, он же Физтех. Многие знают. Некоторым даже посчастливилось в нем учиться, ну вот мне, например.

А еще с давних пор на Физтехе существует такая Заочная Физико-Техническая Школа, ну это для школьников, понятное дело, сокращенно ЗФТШ. Собственно, для многих студентов именно с ЗФТШ Физтех и начинается.

И для меня тоже. Это я еще в третьем классе учился, и мне, как мальчику технически развитому, родители выписали популярный журнал «Юный Техник». А в его январском номере по традиции публиковались вступительные задания по физике и математике, всякие интересные задачи, которые нужно было решить, чтобы стать учеником ЗФТШ.

-2

Очень интересные задачи! И про космические корабли, и про подводные лодки, и по математике всякие – ну, на Физтехе умеют придумывать. И темой этой я стал страшно заинтригован. То есть, как решить задачки – я, естественно, вообще ни слова не воткнул, ну, оно и понятно, они для седьмого класса, а я в третьем. Но зато, как сейчас можно говорить – появилась «мотивация».

Долго ли коротко ли, я немножко подрос, немножко поумнел, и спустя четыре года, когда пошел в седьмой класс, и опять в «Юном Технике» было вступительное задание – я уже его кое-как решил, и кое-как в ЗФТШ поступил. И начал в ней тоже учиться.

Ну, учатся там как и в обычной заочной школе: раз в месяц присылают тебе Задания, ты их решаешь, а преподаватель проверяет и шлет тебе оценки. Вернее, преподаватель – это обычный студент Физтеха, ну или аспирант, если ты в 10 классе уже.

Ну, было там много интересного в переписке... отдельная тема. Но главный мой вывод был таков. Если повезет мне, и я и в «большой» МФТИ поступлю – то обязательно тоже запишусь в «преподаватели ЗФТШ». Ну, в знак благодарности в том числе к своим наставникам. Один из которых, правда, в процессе наставничества сам с Физтеха вылетел (но не из-за меня, конечно!), но это тоже отдельная тема.

Долго ли коротко ли еще – прошло еще сколько-то времени, и я и в самом деле на Физтех поступил...

Нет, первые три курса я помнил о своем Обещании! Но всё как-то – «потом, потом...» Времени нет, учиться на первых курсах Физтеха непросто совсем.

Но потом пришел Четвертый курс, и тут я твердо сказал себе: «Пора! Ты мужик или нет? Ты же Слово дал!» И однажды пошел – и записался в преподаватели.

-3

Это на самом деле очень познавательный и полезный опыт. Практически «эскпириенс». И он мне, кстати, в чем-то пригодился, когда весной всех посадили на карантин, и детей своих в основном мне пришлось учить, само собой. Ну а тогда – интересные попались мне ученики, любознательные. Один, правда, вылетел в процессе (но не только из-за меня, конечно!), но тоже отдельная тема.

Вот еще имелся какой аспект. Преподавателям ЗФТШ платили, но платили копейки, причем в прямом смысле. Ведь это была уже осень памятного 1993 года, в ходу уже были тысячи и миллионы, а проверка одного задания – стоила сколько-то рублей и сколько-то копеек, я ж там ведомость подписывал. А четвертый курс, время суровое – у всех студентов почти были халтуры разные. Короче, в структуре моих доходов что стипендия, что «зарплата» в ЗФТШ – и то и то составляло по сути о-малое. Но я всё равно этим делом занимался. Интересно. Ну и Слово.

Короче. Пришел декабрь, получил я получку за месяц, или даже за два. То да сё, плюс инфляция – знаете, на что хватило? На два билета на хоккей. Но, правда, на международный матч, на «Приз Известий». Но, правда, дневной и «нетоповый», типа Финляндия – Швеция, но международный.

Да, а второй билет достался девушке Оленьке, с чего и начинается самое интересное.

(голосом Жеглова) Красивая... И умная. Что вообще редко сочетается, но вот сочлось. Один только был недостаток у Оленьки, если, конечно, для девушки это можно считать недостатком: хоккей, во всяком случае с трибуны – видела она первый раз в жизни.

В целом, на хоккее Оленьке понравилось. Красивые такие «Лужники» в декабре, снег лежит, прожектора горят, музыка играет, на трибунах болельщики приезжие орут, флагами машут и в дудки дудят. Ну и на льду – тоже здоровые, крепкие мужики носятся, шайбы в ворота забрасывают и крушат друг друга силовыми приемами у бортов. Хоккей и в самом деле – достаточно зрелищная игра. А потом...

А потом последовало обоюдное удаление, штрафники отсидели положенные им две минуты, и по стадиону раздался величественный голос легендарного диктора Валентинова:

- Команды играют в полных составах! (и перевод на английский)

Тут Оленька округлила свои и без того огромные прекрасные глаза и внезапно спросила:

- Слушай, а они что – сейчас все на лёд должны полезть? Что сидят тогда, чего ждут?

- Почему все??

- Ну, как... Этот же скомандовал: «Играть в ПОЛНЫХ составах!!!»...

-4

Но, кстати говоря: многие ведь и мужики вроде и ходят на хоккей, и смотрят... а всё равно разбираются в нем примерно на том же уровне!!!

Но не это главное, на самом деле. Кто как хочет, тот так и разбирается.

Просто когда я слышу это «Команды играют в полных составах!» - то часто очень многое вспоминаю...

Ну, Физтех, конечно! И ЗФТШ, и Долгопрудный, и платформу «Новодачная», и Матчи Века, само собой... «Шесть счастливых лет». Ну вы поняли.

«Команды играют в полных составах!»

В качестве видеоиллюстрации - "Немножко о хоккее нашего детства"

Приз Известий, 1983 год, СССР - Финляндия