Led Zeppelin vs Deep Purple (взгляд спартаковца)

31 January 2019
542 full reads
3,5 min.
773 story viewsUnique page visitors
542 read the story to the endThat's 70% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Led Zeppelin vs Deep Purple (взгляд спартаковца)

Не кажется ли вам, друзья, что ВИА Led Zeppelin по духу и форме своим значительно более спартаковский коллектив, нежели их заклято-закадычные друзья-соперники из Deep Purple? И что полный контроль над звуком и розыгрыш до верного аккорда куда более привлекателен, нежели конский нахрап с первых секунд песни?

Рассмотрим структуру правильной рок-группы и убедимся в ее чрезвычайном сходстве с расстановкой на футбольном поле.

Барабанщик, как и вратарь – располагается на дальнем плане и последнем рубеже. Как вратарь – полкоманды, так и ударник – половина группы. Если все нормально – их не замечаешь, но всякая ошибка становится роковой. Хороший ударник, как и хороший голкипер – берет (вернее, дает) всё свое плюс выручает.

Бас-гитара – защитные порядки группы. Принцип тот же, что и у ударно-вратарской линии – «не навреди» (мы не рассматриваем здесь таких апологетов атакующего стиля бас-защиты как Л.Килмистер и Д. ДиМайо, этих своеобразных робертокарлосов и клементеродригесов буги и рок-н-ролла).

Гитара – середина и становой хребет ВИА. «Покажите мне вашего гитариста, и я скажу, какая у вас группа». Пас – основа игры, рифф – основа музыки. Нет риффа (как нет паса) – нет игры.

Голос – нападение (в том числе и на слушателя). Самая зависимая линия команды. Лишенный поддержки из глубины, в одиночку практически не в состоянии вытянуть матч-композицию (редчайшие исключения лишь подтверждают это правило).

И, наконец, клавишные. Позиция столь же туманная, как и пресловутый «опорник». По идее, заполняет разрывы между линиями звучания, «подбирая» очевидные провалы и отскоки. Парадокс в том, что при связанном, «спартаковском» звуке становится как бы и не нужным, и уж в любом случае – не несет определяющей смысловой нагрузки.

Led Zeppelin vs Deep Purple (взгляд спартаковца)

Проведем теперь сравнение фигурантов по обозначенным линиям.

Джон «Бонзо» Бонэм vs Ян Пейс. Бонзо – своеобразный Александр Филимонов хард-рока. Даже очевидные сбивки и паузы в их исполнении выглядят как тонко задуманная провокативная наёбка в адрес соперника-слушателя. Именно так Фил в лучшие дни одним лишь взглядом отводил мяч от ворот, именно так Бонэм обрушивался на «выходах», затаптывая всех и вся в дельта-окрестности штрафной. Пейс же – матерый профессионал, но – не лидер. НЕхаризма в какой-то степени. Один – ноль.

Бас-гитара. Как в «Спартаке» оборона никогда не была сильнейшей линией, так и в LZ – Пол Джонс, при всем к нему уважении – всего лишь вспомогательное звено. Его подключения к клавишам так же характерны для спартаковского стиля, когда передний защитник первым пасом начинает атаку. И, как многие защитники «Спартака» легко играли бы (и играли) разыгрывающего в других командах, так и П.Джонс смог переключиться на продюсирующее созидание после распада группы.

Гловер же – типичный непроходимый «цепной пес». Ничья.

Средняя линия. Обе велики по-своему. Но есть и принципиальные различия. Тянущийся, «мазовый» звук Джимми Пэйджа – это типичные музыкальные кружева, эти стеночки и забегания, неожиданно переходящие в соло выхода «один на один», когда музыкальный катарсис берется как бы из ничего, минуя стадию «момента». А его игра пяткой, а?! А это долгое катание, как в Since I've Been Loving You или Tea for One, когда зрители-слушатели просто сбиваются, считая точные передачи между игроками-музыкантами? И, словно в противовес – стремительные «конские» проходы Блэкмора, почти всегда – резкое, обескураживающее начало, как в Smoke on the Water или Black Night, приводящее затем к снижению темпа и апелляциям к арбитру в лице оргАна Джона Лорда. И – навес на голову Гиллана, словно Гусев на Попова, мол – подача есть, а там как-нибудь затолкаем…

Три с половиной на два и семь в пользу наших.

И, наконец, у вокала. Плант – типично «спартаковский» солист, активно принимающий участие в розыгрыше – вспомнить хотя бы его «подпевание» гитаре Пэйджа на первом альбоме и на Presence. Гиллан же – типичный форвард на «чистых партиях»: передача через всю композицию от Блэкмора – скидка Лорда – Child in time… Ничья.

Как «Спартак» - русские бразильцы, так и Led Zeppelin – короли «белого блюза»; и там и там удалось совместить несовместимые вроде понятия.

Свою «народность» Led Zeppelin доказали не раз и не два, достаточно упомянуть такие вневременные и надпространственные мегашедевры как Gallows Pole и Battle of evermore. Заслуженной любовью слушателей пользуются композиции, посвященные В.Газзаеву - “Black dog” (что переводится как «Газзаев-пёс»), и матчу ЦСКА с «Мёлде» - Four Sticks («Четыре палки»).

Сквозь «Папл» прошла целая вереница «кумиров», тщетно пытавшаяся восстановить славу «группы лейтенантов» 1952 года призыва. Неизменный состав «Цеппов» так и остался непобедимым.

Таким образом, в номинации «Самая спартаковская хард-группа» с небольшим, но вполне определенным отрывом побеждает ВИА Led Zeppelin (Великобритания), встречайте!

Необходимое послесловие

Текст был написан в 2004 году, когда я был молод и полон сил :-)

На самом деле Deep Purple я тоже очень люблю, но все-таки "Цеппов" люблю еще сильнее!

Спасибо за внимание