Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок"

5,5k full reads
9,1k story viewsUnique page visitors
5,5k read the story to the endThat's 60% of the total page views
2 minutes — average reading time

Так называемый экранный эффект при взлёте и посадке самолётов был обнаружен ещё в 1920-х годах. Спустя примерно десять лет в разных странах Европы (в том числе и в СССР) начались теоретические проработки "экранного" полёта и первые эксперименты. Впрочем, все эти работы были скорее частной инициативой отдельных энтузиастов.

Вершиной разработки и производства экранопланов стали 1970-80-е годы прошлого столетия, при этом наибольшего прогресса в этой области достигли отечественные специалисты.

 1. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок" в Музее истории Военно-морского флота России в Москве
1. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок" в Музее истории Военно-морского флота России в Москве
1. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан А-90 "Орленок" в Музее истории Военно-морского флота России в Москве

В СССР исследованиями и опытными разработками в области экранопланостроения занималось, в основном, конструкторское бюро под руководством Ростислава Алексеева. Им был так же создан до сих пор крупнейший экраноплан в мире - ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь". Он был вооружён шестью управляемыми противокорабельными ракетами и представлял из себя грозную силу. Так же стоит отметить работы Роберта Бартини, особенно его противолодочную амфибию с вертикальным взлётом и посадкой ВВА-14.

2. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (заводской № 26) "Орленок"
2. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (заводской № 26) "Орленок"
2. Боевой морской транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (заводской № 26) "Орленок"
Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой - до нескольких метров - высоте от поверхности (воды, земли, снега или льда). По международной классификации экранопланы относятся к морским судам.

В настоящее время мы лишь с грустью можем наблюдать отстатки былого могущества, созданного трудом русских людей и потом так легко пущенного по ветру в 1990-х.

Хорошо хоть, что из пяти произведённых экранопланов А-90 "Орленок" два дожили до нашего времени. Один из них установлен в качестве памятника в Каспийске, а другой явзляется экспонатом Музея истории Военно-морского флота России в Москве.

3. Экраноплан А-90 "Орленок" является вторым по значимости экспонатом этого музея
3. Экраноплан А-90 "Орленок" является вторым по значимости экспонатом этого музея
3. Экраноплан А-90 "Орленок" является вторым по значимости экспонатом этого музея
4.  Напомню, что главным экспонатом этого музея является  дизель-электрическая подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец"  проекта 641Б "Сом"
4. Напомню, что главным экспонатом этого музея является дизель-электрическая подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец" проекта 641Б "Сом"
4. Напомню, что главным экспонатом этого музея является дизель-электрическая подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец" проекта 641Б "Сом"

Здесь можно посмотреть мой обзор подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец".

В Москву экраноплан прибыл в июне 2007 года. Он был отбуксирован из Каспийска водным путём и установлен в акватории Химкинского водохранилища.

5.
5.
5.
6. Текущее расположение экраноплана в музее
6. Текущее расположение экраноплана в музее
6. Текущее расположение экраноплана в музее

Экраноплан "Орленок" выполнен по самолетной схеме. Это трехдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом - лодкой. Его постоянный экипаж состоит из командира, второго пилота, механика, штурмана, радиста и стрелка.

7. Системы экраноплана представляют собой комбинацию традиционного корабельного и самолетного оборудования
7. Системы экраноплана представляют собой комбинацию традиционного корабельного и самолетного оборудования
7. Системы экраноплана представляют собой комбинацию традиционного корабельного и самолетного оборудования
8.
8.
8.

Основные тактико-технические характеристики экраноплана "Орленок":

  • Размах крыла — 31,50 м.
  • Длина — 58,10 м.
  • Высота — 16,30 м.
  • Масса пустого экраноплана — 100 тонн;
  • Максимальная взлётная масса — 140 тонн;
  • Двигатели — 2 х НК-8-4К (стартовые); 1 х НК-12МК (маршевый);
  • Максимальная скорость — 400 км/ч.
  • Практическая дальность — 1500 км.
  • Высота полёта на экране — 2-10 м.
  • Высота полёта в самолетном режиме — до 3000 м.
  • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР.

Источник информации

9.  В носовой части экраноплана расположены стартовые турбореактивные  двигатели НК-8-4К (это корабельный вариант авиационных двигателей от  Ту-154 и Ил-62)
9. В носовой части экраноплана расположены стартовые турбореактивные двигатели НК-8-4К (это корабельный вариант авиационных двигателей от Ту-154 и Ил-62)
9. В носовой части экраноплана расположены стартовые турбореактивные двигатели НК-8-4К (это корабельный вариант авиационных двигателей от Ту-154 и Ил-62)
10. К сожалению, мне не удалось попасть внутрь
10. К сожалению, мне не удалось попасть внутрь
10. К сожалению, мне не удалось попасть внутрь
11. Кабина экипажа экраноплана. Автор фото: Александр Бельтюков, источник: commons.wikimedia.org
11. Кабина экипажа экраноплана. Автор фото: Александр Бельтюков, источник: commons.wikimedia.org
11. Кабина экипажа экраноплана. Автор фото: Александр Бельтюков, источник: commons.wikimedia.org
12.  Маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (корабельный вариант  авиационного двигателя НК-12М, устанавливающегося на Ту-95 и Ан-22)
12. Маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (корабельный вариант авиационного двигателя НК-12М, устанавливающегося на Ту-95 и Ан-22)
12. Маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (корабельный вариант авиационного двигателя НК-12М, устанавливающегося на Ту-95 и Ан-22)
13.
13.
13.

Следует отметить, что несмотря на ряд достоинств экранопланов (большая живучесть и грузоподъёмность, чем у самолётов, а так же большая скорость, чем у кораблей), они имеют и весьма серьёзные недостатки, затрудняющие их массовое использование: низкая маневренность, привязка к водной поверхности без препятствий вроде птиц или других судов, сложность управления и энергозатратный старт.

В общем, это скорее нишевое средство перемещения, предназначенное для решения специальных задач.

А что думают по этому поводу читатели?

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях и местах воинской славы.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]