Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Это тот редкий случай, когда идею для статьи мне подали мои читатели, а именно уважаемый Сергей Маматов. Он же и прислал мне соответствующий фотоматериал, который, после небольшой обработки, лёг в основу этого фотообзора.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде расположен в здании Волжской государственной академии водного транспорта (раньше это был Горьковский институт инженеров водного транспорта). Этот музей, по сути, является ведомственным - а значит, с ограниченной возможностью прохода. К сожалению.

1. На экскурсию по музею желательно записаться
1. На экскурсию по музею желательно записаться

Экспозиция музея расположена в семи залах с общей площадью примерно в 450 кв.м. Немного, конечно. Но экспонаты, в любом случае, весьма интересные.

2. Модель "Водохода" - изобретение русского механика И.П. Кулибина
2. Модель "Водохода" - изобретение русского механика И.П. Кулибина
3. Фонарь-прожектор - тоже кулибинский
3. Фонарь-прожектор - тоже кулибинский

Музей состоит из 6 тематических залов и одного выставочного помещения:

  • Зал № 1. Зарождение и развитие судоходства на Волге
  • Зал № 2. Ратные подвиги речников
  • Зал № 3. Машинный зал
  • Зал № 4. Послевоенный речной флот
  • Зал № 5. Пассажирский флот
  • Зал № 6. Водные пути
  • Выставочный зал
4. Часть диорамы "Бурлаки на Волге" и их баржа
4. Часть диорамы "Бурлаки на Волге" и их баржа

Просто посмотрим на экспонаты музея...

5.
5.
6.
6.
7. Коноводное судно (или машина)
7. Коноводное судно (или машина)

Коноводная машина - это исторический тип грузового речного судна, приводимого в движение лошадьми, которые подтягивали судно к якорю. Коноводные суда использовались, среди прочего, на Волге с начала XIX века.

8. Коноводное судно в США, около 1900 г. Источник фото: commons.wikimedia.org
8. Коноводное судно в США, около 1900 г. Источник фото: commons.wikimedia.org

Принцип действия "коноводных машин" был таков: на шлюпке вперёд по ходу движения судна завозили якорь (примерно на 1 км ), после чего судно подтягивалось к якорю. Для этого использовался т.н. ворот, приводимый в движение лошадьми.

9. Один из музейных залов
9. Один из музейных залов
10. Судовой дизель (вернее, его модель - настоящий не поместился бы)
10. Судовой дизель (вернее, его модель - настоящий не поместился бы)
11. Капитан Чечкин - линейный ледокол проекта 1105 (тип "река-море")
11. Капитан Чечкин - линейный ледокол проекта 1105 (тип "река-море")

Ледоколы этого проекта способны работать во льду толщиной до 1 метра и предназначены для работы в морских портах юга, запада и севера России. Среди прочего, они оборудованы буксирным гаком.

Шесть ледоколов этого типа были построены в конце 1970-х гг. в Финляндии по заказу СССР, они работают до сих пор.

12. Старинный колёсный пароход
12. Старинный колёсный пароход

Далее пойдут различные инженерные и вспомогательные суда.

13.
13.
14. Землечерпалка
14. Землечерпалка
15. Экскурсовод
15. Экскурсовод
16. "Ракета"
16. "Ракета"
17. "Восход"
17. "Восход"

"Восход" - серия советских скоростных судов на подводных крыльях, предназначенных для пассажирских перевозок по рекам и водохранилищам (с возможностью работы в прибрежных районах моря). Они строились с 1973 г. на судостроительном заводе "Море" в Феодосии для замены более старых судов на подводных крыльях — "Ракет" и "Метеоров".

Как сейчас обстоят дела с заводом в Феодосии, я не знаю. Но, по идее, худшее время там должно быть уже позади.

18. Сухогруз
18. Сухогруз
19. Двухвинтовой буксир-толкач "60 лет Марийской АССР"
19. Двухвинтовой буксир-толкач "60 лет Марийской АССР"

Назначение таких буксиров: буксировка, толкание сухогрузных, нефтеналивных барж и других плавучих объектов. Район плавания: внутренние воды бассейны разряда "О" при высоте волны не более 2 метров.

20. Дноуглубительный земснаряд "Волжский-02"
20. Дноуглубительный земснаряд "Волжский-02"
21. Речной пассажирский теплоход "Родина"
21. Речной пассажирский теплоход "Родина"

Суда проекта 588 были трёхпалубными пассажирскими теплоходами дальнего плавания. Они предназначались для работы на речных пассажирских маршрутах и для совершения туристических круизов. Это была самая массовая серия речных пассажирских судов в СССР. Большая часть судов эксплуатируется и в настоящее время. Строились эти теплоходы в ГДР, на на судоверфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar. Всего в 1950-х ... 1960-х гг. было построено 49 теплоходов.

22.
22.
23. Рында
23. Рында
24. Модель старинной паровой машины
24. Модель старинной паровой машины
25. Модель речного вокзала
25. Модель речного вокзала
26. Древний колёсный пароход
26. Древний колёсный пароход

На этом я завершаю свой короткий обзор этого музея.

27. Нижегородский Кремль
27. Нижегородский Кремль
28. Вид на Волгу и новостройки (вдали)
28. Вид на Волгу и новостройки (вдали)

Дополнительная информация:

Адрес: Россия, Нижний Новгород, улица Минина, дом 7.
Музей расположен на 4-м этаже здания Волжской государственной академии водного транспорта.

Как туда попасть? Музей находится на территории речного училища, поэтому просто так попасть туда проблематично, обычно посетителей запускают в составе организованных групп.

Страница музея в Википедии

Группа музея в ВКонтакте

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]