Немецкий аэродром с русским следом

3 May 2020
1,2k full reads
2,5 min.
1,6k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 77% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Как это ни странно, но аэродром в небольшом немецком Гросенхайне оставил заметный след в русской авиации. И следы отечественной авиационной истории будут заметны здесь ещё долго. Впрочем, обо всём по порядку...

В Гросенхайн (нем. Großenhain) наш экипаж в смешанном русско-немецком составе прибыл специально для того, что бы посмотреть на местное авиашоу. Отчёт об этом авиашоу будет опубликован чуть позже, а пока мы посмотрим на небольшую коллекцию техники. Она состоит как из постоянных экспонатов, так и привозных или арендованных по случаю большого скопления посетителей.

1. Музей техники на аэродроме в немецком Гросенхайне
1. Музей техники на аэродроме в немецком Гросенхайне

Небольшой экскурс в историю этого места. Аэродром в Гросенхайне считается одним из старейших немецких аэродромов (код ИКАО: EDAK). Он был основан в 1911 году, причём изначально он был сугубо военным, а в расположенной здесь авиашколе обучались германские военные лётчики. Одним из самых известных выпускников школы был "красный барон" Манфред фон Рихтгофен. В первые годы после окончания Первой мировой войны аэродром не использовался по назначению и был практически заброшен - по суровым условиям Версальского мира иметь свои ВВС Германии было запрещено.

2. Аэродромная парковка, слева виден остов ещё довоенного ангара
2. Аэродромная парковка, слева виден остов ещё довоенного ангара

В середине 1920-х годов использование аэродрома в Гросенхайне продолжилось, хотя и не так интенсивно, как это было раньше. В основном он использовался как "аэродром подскока" для первых пассажирских машин того времени. С 1934 г. в нацистской Германии началось постепенное восстановление ВВС, для чего понадобились и "новые старые" места базирования - так в Гросенхайне разместились воздушные разведчики.

3. Послевоенный американский Lockheed T-33A Shooting Star - учебный самолёт, "служивший" среди прочего и в рядах Бундесвера
3. Послевоенный американский Lockheed T-33A Shooting Star - учебный самолёт, "служивший" среди прочего и в рядах Бундесвера
4.
4.

В ходе Второй мировой войны на местном аэродроме размещались истребители и штурмовики Люфтваффе, после чего, в мае 1945 г., в эти места надолго пришли русские. Первым хозяином этих мест стала 9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, которой тогда командовал Покрышкин.

5. МиГ-21 ВВС ГДР. Плановые ремонтные работы для машин ВВС ГДР проводились на авиазаводе в соседнем Дрездене
5. МиГ-21 ВВС ГДР. Плановые ремонтные работы для машин ВВС ГДР проводились на авиазаводе в соседнем Дрездене

В последующие годы, вплоть до "срочной эвакуации" в 1993 г., на этом аэродроме находили свой "дом" самые различные истребительные и истребительно-бомбардировочные полки ВВС СССР. Последними этот аэродром покидали летчики 296-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков. Так же на аэродроме размещалось управление и штаб 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков. Для вывоза материальной части в ходе вывода ЗГСВГ привлекались самолёты транспортной авиации Ил-76 и Ан-22.

6.
6.
7. Ми-24 ВВС ГДР
7. Ми-24 ВВС ГДР
8.
8.
9. Заброшенное железобетонное укрытие, оставшееся с советских времён
9. Заброшенное железобетонное укрытие, оставшееся с советских времён
10. Т-34-85 послевоенного чешского производства, как я понимаю:
10. Т-34-85 послевоенного чешского производства, как я понимаю:
11. Инженерная техника из арсеналов Национальной народной армии ГДР (ННА ГДР)
11. Инженерная техника из арсеналов Национальной народной армии ГДР (ННА ГДР)
12.
12.
13. Боевая машина пехоты
13. Боевая машина пехоты
14.
14.
15. Здания бывших аэродромных служб и пожарники
15. Здания бывших аэродромных служб и пожарники
16. Автотехника (кстати, она вся на ходу)
16. Автотехника (кстати, она вся на ходу)
17.
17.
18. Как ни странно, это полицейский водомёт
18. Как ни странно, это полицейский водомёт
19. На БМП можно было покататься
19. На БМП можно было покататься
20.
20.
21.
21.
22. Гости авиашоу
22. Гости авиашоу
23. Ветераны ННА ГДР приехали на встречу с друзьями
23. Ветераны ННА ГДР приехали на встречу с друзьями
24. Аэродром работает
24. Аэродром работает
25.
25.

Интересный факт: 27 мая 1973 г. с этого аэродрома авиационным техником лейтенантом Вронским был угнан самолёт Су-7БМ. Не будучи достаточно знаком с самолётом и не имея практики пилотирования, Вронский весь полет провёл на форсажном режиме работы двигателя и с выпущенными шасси. После пересечения границы с ФРГ Вронский катапультировался, а самолет рухнул в лес около города Брауншвайг. Обломки самолета были в итоге возвращены советской стороне, а лейтенанту предоставлено политическое убежище.

26. Самолёт-памятник МиГ-17, оставшийся после ухода наших войск. Источник фото: wikimedia.org, автор: Grossenhayn.
26. Самолёт-памятник МиГ-17, оставшийся после ухода наших войск. Источник фото: wikimedia.org, автор: Grossenhayn.
27. Рассказ о местном авиашоу уже в работе
27. Рассказ о местном авиашоу уже в работе

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях и местах воинской славы.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]